Найти тему
Ювелирные истории

Как фантастические броши-близнецы, предназначенные принцессе Фаизе, разлучили навсегда

Броши всегда были фаворитами в моей личной коллекции украшений. Их носили тысячи лет назад, но и сегодня они не теряют актуальности. На мой взгляд, секрет такой популярности в универсальности подобных драгоценностей. Если тиару и колье можно надеть лишь по особому случаю, то брошь будет уместно смотреться как на вечернем, там на повседневном платье.

Эту особенность подметили и мастера знаменитого дома Van Cleef & Arpels. Начиная с 1906 года броши заняли одно из главных мест на их витринах. Они украшали тугие корсеты, бархатные плащи, модные шляпки с перьями и, конечно же, пышные прически дам из высшего общества.

Ювелиры Van Cleef & Arpels всегда вдохновлялись природой. Пышные, ароматные цветы с капелькой росы на лепестке, яркая пчела с прозрачными крылышками, драгоценные листики и птицы с красочным опереньем – окружающий мир стал для мастеров нескончаемым источником потрясающих идей. Начиная с 1920-х годов броши с растительными мотивами стали неотъемлемой частью бренда.

Как известно, у каждого украшения есть своя занимательная история. Сегодня хочу показать вам парную брошь, которая украшала платья принцесс, а затем была разделена, к сожалению, навсегда. Двойная брошь с распустившимся и полузакрытым пионом была создана в 1937 году в мастерской Van Cleef & Arpels, и вскоре стала одним из самых знаменитых изделий бренда.

Свадьба Мехмета Али и принцессы Фаизы
Свадьба Мехмета Али и принцессы Фаизы

Крупные цветки состояли из небольших рубинов квадратной формы, плотно прижавшихся друг к другу. Эта техника была изобретена ювелирами компании и запатентована в 1933 году. Ее называли невидимой оправой, и приглядевшись к фото вы поймете почему. Между кристаллами нет полосок металла, благодаря чему создается невероятный эффект целостности поверхности лепестков. Цветок словно мягкой, сверкающей тканью, которая вот-вот начнет колыхаться на ветру. Эту технику можно встретить на многих других изделиях Van Cleef & Arpels, созданных по мотивам природы.

Вернемся к нашим сегодняшним героиням. Роскошные рубиновые цветы были закреплены на бриллиантовых ножках. Парные украшения можно было носить вместе или раздельно, а при желании бутоны снимались с основы и превращались в самостоятельные драгоценности. Надо отметить, фантазии мастерам, изготовившим их, можно только позавидовать.

Принцесса Фаиза и сёстры последнего иранского шахиншаха Шамс и Ашраф
Принцесса Фаиза и сёстры последнего иранского шахиншаха Шамс и Ашраф

Броши произвели фурор в ювелирном мире, их можно было увидеть на обложках известных глянцевых журналов. В 1939 году их снимок опубликовал знаменитый Вог. Долгое время они обитали в коллекции Van Cleef & Arpels, а нового владельца обрели только в 1946 году. Украшения приобрел Факри Паша, служивший во Франции египетским послом. Броши предназначались для членов королевской семьи, и в первую очередь принцессе Фаизе.

У короля Фарука было четыре сестры и, видимо, они носили украшения по очереди. Есть фотографии Фавзии и Фаизы в здании Каирской оперы, где наряды девушек дополнены как раз этими брошами. Драгоценность достойна королевской коллекции в первую очередь по красоте и изящности. Юные принцессы блистали и поражали окружающих великолепием, как и рубиновые пионы на бриллиантовых ножках.

Принцессы Фавзия и Фаиза в Королевском Оперном театре Каира в 1950 году
Принцессы Фавзия и Фаиза в Королевском Оперном театре Каира в 1950 году

Век монархии в Египте закончился, королевской семье пришлось бежать за пределы родины. Некоторые ценности они забрали с собой, многое пришлось оставить. Судьба брошей в этот период оставалась неизвестной. Вероятно, они покинули пределы страны с кем-то из владельцев и были проданы. В 1962 году полураспустившийся рубиновый пион появился на тематической выставке в Лувре.

Спустя десять лет брошь оказалась среди лотов аукционов Кристис и была продана всего за 70 тыс. швейцарских франков. По тем временам это была огромная сумма. В 1985 году украшение снова можно было увидеть на торгах, на этот раз оно ушло с молотка за 385 тыс. франков. Покупатель пожелал остаться неизвестным.

Принцесса Фаиза в Париже на бале-маскараде. 1946 год.
Принцесса Фаиза в Париже на бале-маскараде. 1946 год.

А где же вторая из брошей-близнецов? К сожалению, великолепный цветок потерялся в омуте истории. Вероятно, его продали частному коллекционеру, которые держит это сокровище подальше от любопытных глаз. Сложно сказать в какой стране и на каком континенте находится драгоценность. Остается надеяться, что когда-нибудь ее захотят продать и выставят на аукцион. Только в этом случае мы сможем полюбоваться потрясающим украшением от Van Cleef & Arpels не только на картинке.