24 мая стало известно, что управление по контролю за иностранными активами Минфина США не будет продлевать лицензию, позволяющую России производить выплаты для обслуживания внешнего долга.
Ее действие закончилось на следующий день. Российские финансовые власти, в свою очередь заявили, что они исполнят свои обязательства, и при отсутствии технических возможностей выплат в долларах, выплаты будут произведены в рублях.
При таком развитии событий России грозит при следующем платеже технический дефолт, а через месяц и реальный. Далее последуют требования по досрочному гашению других обязательств и сопутствующие кросс-дефолты.
В настоящий момент эти события не способны значительно повлиять на экономику России, так как страна фактически отрезана от мирового рынка капитала.
Однако снижение рейтингов страны (а значит, и всего бизнеса на ее территории) может отражаться на возможности и стоимости заимствований на внешних рынках гораздо дольше, чем будут действовать санкции.
25 мая было объявлено, что в России зафиксирована недельная дефляция (снижение потребительских цен) в размере 0.02%. В целом, это событие не является чем-то невероятным. Такое же явление фиксировалось последний раз в августе прошлого года. Но в августе традиционно дешевеют различные продукты питания из-за урожая, а май никогда не считался благополучным месяцем для низкой инфляции.
Кроме того, финансовые власти обеспокоены стремительным укреплением рубля. Дисконт, который зачастую требуют у наших экспортеров «дружественные страны» и низкий курс снижают значительно выручку от поставляемых ресурсов за рубеж.
В связи с этими двумя факторами, ЦБ приняло решение провести сегодня внеочередное заседание Совета директоров, на котором было принято решение о снижении ключевой ставки на 300 б.п. до 11%.
Плановое заседание по вопросу ставки состоится 10 июня, и участники рынка не исключают, что на нем ставка может быть еще понижена. При снижении темпа инфляции данные меры должны стимулировать экономику, которая оказалась, прямо скажем, не в самом легком положении после введения жестких санкций.