Ко Дню пограничника!
По традиции ко Дню пограничника продолжаю цикл репортажей о памирских заставах на границе с Афганистаном, расположенных на территории Горно-Бадахшанской автономной области Республики Таджикистан. В этот раз мы снова отправимся на так полюбившуюся мне заброшенную советскую заставу Зоркуль, расположенную у истоков пограничной реки Памир на высоте около 4200 метров над уровнем моря. Во времена СССР застава считалась одной из самых высокогорных в стране. Ныне она пребывает в запустении в окружении безмолвных снежных вершин Ваханского и Южного Аличурского хребтов в верхней части котловины озера Зоркуль. Вокруг на десятки километров безлюдье и тишину нарушает только вой ветра.
Тихо только здесь в высокогорье, а в населенной части Памира нынче опять не спокойно. 14 мая этого года в Хороге начались мирные протесты, через несколько дней раздались хлопки и приехали музыканты. Причины этих событий лежат как в экономической, так и политической плоскости, связанной с отстранением от республиканской власти выходцев с Памира и нерешенностью ряда затяжных конфликтов последних лет.
Примечательно, что в Душанбе был задержан генерал-майор погранвойск ГКНБ Таджикистана Холбаш Холбашев, до последнего времени придерживавшийся политического нейтралитета и являвшийся чуть ли не единственным представителем Горного Бадахшана в Душанбе. Холбаш Холбашев один из немногих полевых командиров, который в событиях Гражданской войны сохранил лицо и показал свою договороспособность. Именно он на известном видео с траги-комическим эпизодом сентября 1994 года на заставе Кеврон, глядя на другого полевого командира Лешу Горбуна, лишь недоуменно пожимал плечами. Об этой истории у меня был отдельный репортаж здесь:
Теперь он объявлен "лидером нехорошей группы", а его супруга правозащитница и журналистка Улфатхоним Мамадшоева - главным организатором фестиваля. Так что остается только пожелать сторонам проявить выдержку, готовность к компромиссам и не допустить чтобы вновь вспыхнуло в этом прекрасном регионе.
А пока мы продолжаем исследовать укрепления заставы Зоркуль.
В период с 1980-х до 2004 года система обороны заставы была полностью сформирована в составе двух периметров и вынесенного к востоку опорного пункта. Внешний периметр собственно заставы представляет собой подпрямоугольное заграждение из колючей проволоки и системы сигнализации ,размером примерно 280х200 метров. В него был вписан внутренний периметр оборонительной стены с бойницами - дувала, размером в плане 120х70 метров. Все постройки заставы за исключением склада ГСМ расположены внутри огороженного дувалом пространства прямоугольной формы. Несмотря на то, что казарма никак не приспособлена к обороне, она по традиции играла роль своеобразного редюита или последнего убежища обороняющихся. Дополнительно в 170 метрах к востоку от заставы на господствующем над ней холме был оборудован опорный пункт с пунктом визуального наблюдения на макушке. Опорник мы осмотрим в следующей части, а сейчас постараемся детально рассмотреть устройство оборонительного дувала или оборонительную стенку, окружающую основные постройки заставы.
Свою родословную оборонительные стены, приспособленные для стрельбы из различного вида оружия, ведут с глубокой древности, однако, постепенно, с развитием бастионной фортификации, они сошли на нет, оставшись лишь как вспомогательный элемент последней. Однако, иногда случались и чудеса ренессанса. Как тут не вспомнить оборонительную стену времен Крымской войны в Севастополе, перекрывавшую пространство между бастионами и тылы береговых батарей. Не способная противостоять артиллерии союзников, эта стена с узкими стрелковыми бойницами в случае внезапного прорыва противника была серьезным препятствием, образуя отсечные позиции.
В ХХ веке на Памире азиатская мода на глухие каменные или глинобитные заборы наложила свой отпечаток на систему обороны советских пограничных застав и приобрела достаточно причудливые формы. В данном конкретном случае своеобразие обустройства оборонительного дувала обусловлено прежде всего предполагаемым отсуствием у противника тяжелого вооружения.
Кстати, в прошлой части, я выдвинул тезис о практической непроходимости Ваханского хребта из долины Вахана в долину реки Памир и в силу этого отсутствия угрозы для этого участка со стороны фронта. Однако, по появившимся у меня сведениям, перевалы через Ваханский хребет все-таки проходимы и служившие на этом участке границы на излете СССР имели возможность общаться с нелегально переходившими границу информаторами из числа проживающих в верховьях Ваханского коридора киргизов, которые с одной стороны традиционно с 1930-х годов недолюбливали Советскую власть, а с другой - осуществляли заслон от проникновения в верховья Вахана моджахедов. Которые, по причине суровости здешних мест, и не особо сюда стремились.
Тем не менее готовить заставу к обороне было необходимо. В этом месте государственная граница поворачивает под углом в 90 градусов на юг и у южного берега озера Зоркуль ее относительно легко пересечь по равнинной местности выйдя кратчайшим путем к заставе. Сюда выходят все "козьи тропы" афганского левого берега реки Памир. Внешний периметр заставы с развитой системой окопов, сборных ДОТов и убежищ обеспечивал встречу противника в первую очередь с этого направления, со стороны фронта. Если противник выходил к заставе с правого фланга, форсировав реку Памир ниже озера Зоркуль, или еще каким образом выходил в тыл, то тут основную роль в обороне играл уже дувал. Внешний периметр с флангов и тыла представлен лишь проволочными заграждениями и одиночными окопами по углам.
Как было не трудно догадаться, сложенные из валунов "притутырки" призваны были защищать с двух сторон от пуль и осколков пограничников, ведущих огонь через бойницы в дувале. Третья сторона оставалась открытой для входа, чтобы воспрепятствовать захвату огневой точки противником и видеть, что происходит с бойцом из опорных пунктов внутри периметра. В частности огневые точки вдоль восточной стены дувала просматриваются из углового склада. Типичный средневековый прием открытых крепостных башен. Бойницы пробиты не только в толстой стене дувала, но и в двух защитных стенках "притутырок". Благодаря этому боец, занявший в ней закрытую с трех сторон позицию мог вести огонь не только во вне периметра, но и в сторону казармы, а также в южном направлении вдоль внутренней стороны дувала.
Южный угол дувала в плане срезан и образован еще один короткий фас в месте прохода к системе траншей внешнего периметра. Более того, с внешней стороны дувала пристроено что-то похожее на башню. Но почему-то у башни нет бойниц?
Удивительно, но туалеты заставы почему-то к обороне приспособлены не были, а ведь эта традиция русского крепостного зодчества, получившая максимальное развитие на рубеже XIX-XX веков. Оборонительные сортиры есть практически во всех русских фортах и береговых батареях этого периода. Здесь же, вынесенные подобно башням за периметр дувала сортиры лишены бойниц для ведения не только фланкирующего, но и фронтального огня. Или это связано с появлением РПГ, позволяющем легко уничтожить хорошо видимую огневую точку в выдающейся за периметр кирпичной постройке? В любом случае ни один из трех туалетов заставы к обороне не приспособлен, несмотря на очень выгодное расположение выступающее за линию дувала.
Про систему обороны внешнего периметра я рассказывал здесь:
Странное сооружение. Учитывая небольшую высоту его бруствера и вынесенную на угол бойницу, может быть здесь был НП или позиция гранатометчика? В пользу первого говорит просматривающееся на историческом фото в начале поста бетонное покрытие.
На этом участке дувал не особо высокий, что теоретически позволяет вести через него огонь с крыши казармы (только я не понимаю как). Для компенсации высоты перед дувалом устроено дополнительное проволочное заграждение. Или может быть оно просто не везде сохранилось?
Пара кадров дувала в тыльной части заставы. Они уже были в первой части:
Запомнили как выглядит опорник на холме? Сейчас мы с вами туда и отправимся на Белке. Покидаем территорию заставы и выезжаем на еле заметную дорогу, ведущую на восток. Паркуемся у подножия холма, ищем наиболее удобный подъем.
Практически сразу недалеко от северо-восточного угла нижней траншеи, опоясывающей холм примерно на середине его высоты, нас встречает очередной ДОТ, сложенный из бетонных блоков, и вынесенный вперед от линии траншеи. Вход со стороны холма.
Ваханский хребет мне на Белке здесь не преодолеть. Надо будет продвигаться по долине уходящей за левый обрез кадра на левый фланг участка к озерам Кокджигит и далее на водораздел Памира и Сафедоба (приток Мургаба).
Не могу объяснить, куда со всех ДОТов девалось бетонное покрытие? Или оно было из бревен с тонкой обмазкой из цемента для гидроизоляции? Ну тогда понятно куда.
Подводя итог подчеркну очевидное: система обороны заставы, особенно устройство дувала, поражает своей продуманностью и творческим применением фортификационных приемов к местным условиям. Видно, что с инженерной подготовкой у ее автора все было в порядке и здесь он себя реализовал в полной мере.
Предыдущие части:
1. Застава Зоркуль. Первое знакомство (ссылка была в тексте)
2. Застава Зоркуль. Казарма
3. Застава Зоркуль. Система обороны (ссылка была в тексте)
4. Застава Зоркуль. Оборонительный дувал
4. Ночлег у памирских чабанов в 9-ой кошаре на границе с Афганистаном
5. Рейд через Зоркуль. Экспресс-репортаж
В следующий раз мы с вами поднимемся на опорный пункт, посмотрим как он устроен и полюбуемся открывающимися с него видами.
Понравился репортаж? Ставьте лайк, подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе новых публикаций.
И да, не забудьте поделиться ссылкой на репортаж у себя в тематических соцсетях, форумах пограничников и с друзьями.
Еще раз с праздником всех причастных!