Парадоксально, но факт: будучи мировым лидером по производству газа, наша страна плетется в хвосте мировой индустрии по изготовлению бытового газового оборудования. По экспертным оценкам, доля морально и технически устаревшего парка газовых плит в стране составляет порядка 40%. С газовым котлами не лучше. И переломить ситуацию в ближайшее время вряд ли получится.
В начале марта на территории опережающего социального развития «Череповец» в Волгоградской области с большой помпой презентовали открытие завода по производству водогрейных газовых котлов и оборудования для газификации как промышленных, так и бытовых объектов. Предполагается, что предприятие ежегодно будет выпускать до тысячи котлов мощностью от 75 кВт до 20 Мвт.
Чуть позже, в середине апреля, компания «Газпром бытовые системы», объявила о начале производства новой линейки газовых плит и встраиваемой бытовой техники Darina, на 95% состоящей из российских комплектующих. В этом году анонсирован выпуск более 40 тысяч единиц новой техники.
Можно ли считать подобные новости неким прорывом? Да, если иметь в виду, что путь в тысячу ли начинается с первого шага.
И – нет, если помнить о том, что сегодня в стране насчитывается около 43 млн газовых абонентов. И всем этим людям нужны и газовые плиты, и газовые котлы. При этом, по оценкам Гильдии инженеров газового оборудования (МОО ГИГО), порядка 40% находящегося сегодня в использовании у граждан бытового газового оборудования – будь то плиты, или котлы – уже выработали свой ресурс и нуждаются в замене. Более того, зачастую речь идет о плитах или котлах образца 60-х 70-х годов прошлого века.
Инновации прошлого века
Вопрос о необходимости обновления парка газовых плит и котлов в стране поднимался специалистами еще задолго до начала санкционной войны и ухода с рынка зарубежных поставщиков. В частности, о замене старых плит вспоминают всякий раз, когда происходит очередной взрыв бытового газа.
«Этот вопрос постоянно обсуждается на различных совещаниях, но все упирается в то, что мы не может позволить провести массовую замену тех же плит, потому что мощности наших производств и белорусских заводов не покроют столь значительные разовые объемы, – поделился с «Нашей Версией» председатель правления Гильдии инженеров газового оборудования (МОО ГИГО) Станислав Митюшин. – Лет пять назад мы предлагали Минпромторгу начать программу субсидирования или кредитования, по аналогии с автопромом, по современным отечественным газовым плитам, для активизации плановых замен. Но тогда никто не считал необходимым этим заниматься».
В результате к началу санкционной войны отечественные производители газового оборудования оказались не готовы.
Подавляющее большинство газовых плит и котлов, считающихся российскими, оснащены импортной автоматикой управления, импортной арматурой, импортными элементами газ-контроля.
«У всех на слуху отечественные газовые котлы АОГВ. Все, что сделали наши производители за последние 20 лет с подобными конструкциями, чтобы отвечать современным требованиям по безопасности, так это установили итальянскую газовую автоматику. Вот такие у нас подходы к производству, – рассуждает Станислав Митюшин. – Так что импортозамещение сегодня поднимает вопросы не только внешних ограничений, но и внутренних устоев, отношению к развитию, тех, кто располагает производственными действующими базами. Нельзя так относиться к производству, к рынку, к вашему продукту. Нельзя по 20-30 лет выпускать одно и то же, не занимаясь развитием продукта!»
Опять на те же гвозди!
При этом все стимулы к модернизации своих производств у российских производителей на самом деле были.
Вот только один пример. Два года назад было принято решение о том, что при обустройстве крышных котельных в жилом фонде, там должны устанавливаться исключительно современные котлы-конденсаты с высоким КПД.
На сегодняшний день в стране есть единственный тульский производитель, который хотя бы попытался приступить к изготовлению подобного оборудования. К сожалению, из успехов – только отечественный стальной конденсационный нержавеющий теплообменник и корпусные детали. Все остальные детали в котле пока импортные.
Впрочем, на фоне отсутствующих успехов у других производителей создание стального теплообменника уже выглядит настоящим прорывом. «У нас есть много мелких производств по котлам. Как правило, это те самые конструкции 70-80-х годов прошлого века, стальные «ведра», в которые ставят итальянскую патентованную горелку, итальянскую газовую арматуру и называют все это котлом, произведенным в России», – говорит Станислав Митюшин.
Очевидно, что в современном глобальном мире обойтись без импортных поставок нельзя. Однако нашим производителям удалось довести эту банальную истину до абсурда.
Так, например, во многих газовых котлах иностранного производства присутствует нехитрая деталь – стальная соединительная муфта. Это простое изделие токарного производства. Так вот. По свидетельствам участников рынка изготовить подобную муфту в России стоит почти в два раза дороже, чем привезти ее из Германии. Даже в условиях нынешней санкционной истерии! Ситуация до боли знакомая и напоминает историю с пресловутыми гвоздями, производить которые, как оказалось, дешевле в Китае.
Нынешний подход к импортозамещению, утверждают представители газовой индустрии, в очередной раз не позволит отечественным производителям совершить качественный скачок вперед.
Поясним. Современные европейские производства газового оборудования, по сути, представляют собой сборочные цеха, куда стекаются комплектующие, сделанные в компаниях малого и среднего бизнеса. В итоге в газовом котле немецкой фирмы установлена итальянская газовая арматура, немецкая плата автоматики и китайские или турецкий теплообменник.
Патентный барьер
В России же традиционно делается ставка на промышленные гиганты, при этом мелкие контрактные производства практически отсутствуют. Хотя именно они могли бы помочь все тем же гигантам в изготовлении современных деталей.
«У нас есть в ГИГО есть опыт, когда мы пытались заняться импортозамещением, создать микроэлектронный контроллер. Первое, с чем мы столкнулись, это то, что у нас нет даже простейшей микроэлектронной базы. Если мы посмотрим на Китай, то там микроконтроллеры есть даже в детских конструкторах, а подобрать что-то аналогичное отечественного производства не представляется возможным», – говорит Станислав Митюшин.
Обратите внимание, что даже самые передовые производители отечественного газового оборудования заявляют о 95% российских комплектующих. Недостающие 5% вполне можно было бы списать на статистическую погрешность, если бы речь не шла о детали, имеющей принципиальное значение.
Современные газовые плиты невозможно представить без специальных клапанов, обеспечивающих систему газ контроля. Именно благодаря этой детали при затухании пламени автоматически прекратится подача газа, что в подавляющем большинстве случаев помогает предотвратить большую беду. Все последние десять лет чиновники неустанно твердят о том, что все плиты, устанавливаемые в многоквартирные дома, должны быть оснащены такими клапанами. Заметим в скобках, что наличие этого клапана в газовой духовке уже является обязательным.
Беда только в том, что наладить собственное производство этой несложной, но важной детали у нас не получилось. Поскольку клапаны защищены патентным правом. По слухам, газпромовские заводы в свое время пытались обойти патентные запреты, однако до серийного производства этой детали дело так и не дошло.
Как отмечают участники рынка драйвером реального импортозамещения в отрасли могли бы стать мелкие контрактные производства тем более, что сегодня на фоне происходящих событий многие задумываются об открытии подобного бизнеса. Но от государства не хватает четко озвученной позиции, информационной и финансовой поддержки предпринимателей.
Кто остался
Как отмечают участники рынка, сегодня с уходом некоторых западных поставщиков, на рынке уже наблюдается дефицит запчастей для бытового газового оборудования.
Впрочем, тотального дефицита не ожидается. Многие компании продолжают свою работу на нашем рынке. Среди них, например, такие европейские марки как Baxi, De Diertrich, Viessmann, Protherm. Также на нашем рынке присутствуют турецкие и южнокорейские игроки – Kiturami, Demir Dokum, AEC, Dasung и другие.
По оценкам МОО ГИГО, в нашей стране сегодня установлено около 10 млн единиц импортного газового оборудования. В основном, речь идет о котлах. Уже сегодня многие потребители начали сталкиваться с дефицитом запчастей и ростом их стоимости. Так, например, многим владельцам котлов немецких брендов газовые инженеры сегодня уже советуют сменить оборудование на турецкий или итальянский котел. Найти немецкую запчасть по разумной цене и в разумные сроки сегодня оказывается задачей не из простых.
Главная сложность сегодня – заново выстроить логистические цепочки. Ситуация осложняется еще и тем, что с началом санкционной войны в странах Евросоюза и в Турции были введены так называемые вывозные сертификаты. Это специальный документ, призванный подтвердить тот факт, что оборудование, вывозимое в Россию, не является продукцией двойного назначение. В результате доставка тех же запчастей сильно усложнилась, а цены на них серьезно выросли.