Найти в Дзене

Проблемы лёгкого метро между Ярославлем и Москвой

Оглавление

В июле 2020 года, ОАО РЖД в лице Олега Белозёрова заявило о том, что запущены скоростные поезда Ласточка по маршруту Москва-Ярославль-Кострома, а в июне 2023 года губернатор Ярославской области Михаил Евраев заявил о том, что скоростные поезда свяжут Москву и Ярославль до 2028 года, назвав это "лёгким метро".

Устаревшая инфраструктура

Кривые участки пути

В 1870 году, когда открылось движение между Москвой и Ярославлем, поезда двигались в среднем со скоростью не более 60 км/ч. В то время это было очень быстро — как если бы сейчас запустить Маглев.

Тогда строительством железных дорог занимались частные железнодорожные компании на государственные деньги. Чем меньше затрат, тем больше прибыли.

Чем больше "горбы" и глубже "ямы" на графике - тем больше нужно тележек, чтобы всё это перетащить
Чем больше "горбы" и глубже "ямы" на графике - тем больше нужно тележек, чтобы всё это перетащить
-2

Поэтому проектировщики старались избегать пересечения холмов напрямик, поскольку в то время механизации работ не было, а были только тележки и рабочие.

Это приводило к тому, что железная дорога получалась петляющей с кривыми радиусом от 400 до 2000 метров. Чем больше радиус кривой, тем с большей скоростью и комфортом для пассажиров поезд может её проходить.

Совмещённое пассажирско-грузовое сообщение

Это, к сожалению, огромный бич железных дорог в РФ. Исторически так сложилось, что постройка железных дорог - это затратное предприятие, а поскольку всё начиналось в середине 18 века, то и грузовое и пассажирское сообщение проходило по одним и тем же путям с одними и теми же скоростями.

К настоящему моменту достигнут технический предел движения грузового состава в 90 км/ч и лёгких контейнерных поездов в 120 км/ч.

Фактически грузовые составы двигаются со скоростью не более 70 км/ч. Они сильно тормозят пассажирское сообщение. При этом для РЖД основной бизнес - грузоперевозки и железная дорога вынуждена выбирать между тем, чтобы перевезти сколько то тонн грузов, либо пассажирами.

Например, существующие пассажирские вагоны могут двигаться со скоростью 140 км/ч, как и локомотивы, но едут не более 100-110 км/ч.

Для этого и нужен отдельный путь из Москвы в Ярославль.

Неактуальный подвижной состав.

В РФ не производится подвижной состав с отклоняемым кузовом типа Пендолино.

Электропоезд ETR 390 Pendolino. Производитель Alstom.
Электропоезд ETR 390 Pendolino. Производитель Alstom.

Суть технологии заключается в том, что корпус поезда принудительно наклоняется при прохождении кривых, что позволяет гасить ускорения, возникающие при повороте. Таким образом, поезд может проходить кривые на больших скоростях, чем поезда без наклоняемого кузова.

В России такие поезда не разрабатывались по причине того, что у нас в большей части не требовалось организовывать движение поездов в горной местности со скоростью 140-160 км/ч, а в горной Италии это было необходимо как воздух.

Таким образом мы обрисовали основные проблемы, которые необходимо решить для организации "лёгкого метро".

Возможные пути решения данных проблем - тема следующей статьи.