Найти в Дзене
Senkin

Речкалов, Григорий Андреевич: жизнь и детали забытой биографии "ТРЕТЬЕГО ЛИШНЕГО" дважды героя СССР

Советский военнослужащий, участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза. Лётчик-ас Великой Отечественной войны, генерал-майор авиации. Ранняя жизнь Речкалов родился 9 февраля 1920 года в Худяково в русской крестьянской семье.После окончания школы в 1938 году ушел в армию, а в 1939 году окончил Пермское военное авиационное училище летчиков. Первоначально он был отстранен от полетов из-за дальтонизма, но в связи с началом войны ему разрешили летать в 1941 году и направили в 55-й истребительный авиационный полк, дислоцированный в Одесском военном округе. Вторая мировая война Он начал свою боевую карьеру 22 июня 1941 года над Молдавией на самолете И-153 с надписью "синий 13" на хвосте, совершив на этом самолете 30 боевых вылетов в течение месяца и участвуя в десяти боях. 27 июня Речкалов атаковал и сбил Hs.126 восточнее Бокши, близ Скуленей, для своего первого требования. 11 июля он истребил Ju 88 под Котовском26 июля 1941 года под Дубоссарами был ранен в правую ногу
Оглавление

Советский военнослужащий, участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза. Лётчик-ас Великой Отечественной войны, генерал-майор авиации.

Ранняя жизнь

Речкалов родился 9 февраля 1920 года в Худяково в русской крестьянской семье.После окончания школы в 1938 году ушел в армию, а в 1939 году окончил Пермское военное авиационное училище летчиков. Первоначально он был отстранен от полетов из-за дальтонизма, но в связи с началом войны ему разрешили летать в 1941 году и направили в 55-й истребительный авиационный полк, дислоцированный в Одесском военном округе.

Вторая мировая война

Он начал свою боевую карьеру 22 июня 1941 года над Молдавией на самолете И-153 с надписью "синий 13" на хвосте, совершив на этом самолете 30 боевых вылетов в течение месяца и участвуя в десяти боях. 27 июня Речкалов атаковал и сбил Hs.126 восточнее Бокши, близ Скуленей, для своего первого требования. 11 июля он истребил Ju 88 под Котовском26 июля 1941 года под Дубоссарами был ранен в правую ногу зенитным огнем . Он благополучно вернулся на свой аэродром и после посадки был госпитализирован. Из-за тяжести ранения после трех операций был вынужден несколько месяцев находиться в запасе авиационной части. На родину вернулся весной 1942 года. Ранее подразделение за выдающуюся службу было удостоено гвардейского звания и переименовано в 16-й гвардейский истребительный авиационный полк.

К концу 1942 года Речкалов одержал 4 и 2 общие победы. В то время 16-й полк был перевооружен на новые Р-39 "Аэрокобры" и временно выведен в резерв для обучения. Весной 1943 года они были направлены на Северо-Кавказский фронт и реку Кубань. 24 мая 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза за 12 одиночных и 2 совместных сбитых самолета на протяжении 194 боевых вылетов.

В мае 1944 года Речкалов принял командование 16-м гвардейским истребительным авиационным полком, но 31 мая 1944 года, возглавляя строй над Яссами, пять Р-39 были потеряны после того, как он решил преследовать группу истребителей Bf 109 в одиночку. По официальным данным, Речкалов был наказан своим начальством за то, что преследовал врага в одиночку, а не предлагал руководство своей менее опытной эскадрильей. По рекомендации своего командира Александра Покрышкина Речкалова сменил Борис Глинка из 100-го гвардейского истребительного авиационного полка назначен командиром 16-го гвардейского истребительного авиационного полка за (по словам Покрышкина) "потерю управления, нерешительность и безынициативность". На протяжении всей войны Покрышкин конфликтовал с Речкаловым из-за его недисциплинированности.

15 июля 1944 года Глинка был тяжело ранен, когда выпрыгнул из своего сильно поврежденного Р-39 и ударил в хвостовое оперение. Речкалов вновь вступил в должность командира полка, но в феврале 1945 года оставил командование им и был назначен инспектором по летной подготовке 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии.

К концу войны он совершил 452 боевых вылета и участвовал в 122 воздушных боях; оперативные документы приписывают ему 56 одиночных и 6 совместных убийств, в то время как сертификационные документы приписывают ему 61 соло и 4 общих. Он летал на И-153, И-16, МиГ-3, Як-1 и Р-39, но подавляющее большинство его летных данных было на Р-39. обвинения в том, что Покрышкин пытался украсть некоторые из убийств Речкалова.

Послевоенный период

В 1951 году окончил Военно-воздушную академию в Монино. Затем он командовал полком и различными авиационными дивизиями. В 1957 году был заместителем командира истребительной авиации отдельной Дальневосточной армии ПВО. Речкалов стал генерал-майором авиации в советских ВВС в 1957 году, прежде чем покинуть армию в 1959 году. He wrote two books about his wartime experiences: Дымное небо войны (English: The Smoking Skies of War) and В Небе Молдавии (English: In Moldavian Skies). Речкалов жил в Москве до своей смерти 20 декабря 1990года.