Найти в Дзене
Senkin

Раков, Василий Иванович: жизнь и детали биографии дважды героя СССР

Советский лётчик, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации. Доктор военно-морских наук, профессор. Ранняя жизнь Раков родился 8 февраля [О. С. 26 января] 1909 года в русской рабочей семье в Санкт-Петербурге. После начала учебы в 1917 году он с семьей уехал из Петрограда в деревню из-за голода и оставался там до 1925 года. В следующем году он окончил начальную школу, после чего поступил в торговое училище, которое окончил в 1927 году, а затем начал работать на местном лесопильном заводе. Во время работы он продолжил свое образование в вечерней школе, которую окончил три класса в 1928 году, прежде чем поступить в армию в декабре. Военная карьера После поступления в армию в декабре 1928 года Раков начал посещать Ленинградское военно-воздушное училище, которое окончил в 1929 году. С тех пор и до января 1931 года он учился в Качинской военной авиационной школе летчиков, а через несколько месяцев окончил Севастопольскую военную авиационную школу морских летчиков. С тех пор до 19
Оглавление

Советский лётчик, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации. Доктор военно-морских наук, профессор.

Ранняя жизнь

Раков родился 8 февраля [О. С. 26 января] 1909 года в русской рабочей семье в Санкт-Петербурге. После начала учебы в 1917 году он с семьей уехал из Петрограда в деревню из-за голода и оставался там до 1925 года. В следующем году он окончил начальную школу, после чего поступил в торговое училище, которое окончил в 1927 году, а затем начал работать на местном лесопильном заводе. Во время работы он продолжил свое образование в вечерней школе, которую окончил три класса в 1928 году, прежде чем поступить в армию в декабре.

Военная карьера

После поступления в армию в декабре 1928 года Раков начал посещать Ленинградское военно-воздушное училище, которое окончил в 1929 году. С тех пор и до января 1931 года он учился в Качинской военной авиационной школе летчиков, а через несколько месяцев окончил Севастопольскую военную авиационную школу морских летчиков. С тех пор до 1935 года он был приписан к 62-му отдельному морскому разведывательному авиационному отряду, а с тех пор до декабря 1937 года входил в состав 19-й отдельной морской разведывательной авиационной эскадрильи. В следующем году окончил Липецкие высшие авиационные курсы повышения квалификации, был назначен командиром эскадрильи 57-го скоростного бомбардировочного авиационного полка Балтийского флота. В 1932 году стал членом Коммунистической партии.

Зимняя война

В ноябре 1939 года Раков вступил в бой на Зимней войне. В качестве командира эскадрильи он совершил 40 боевых вылетов на бомбардировщике "Туполев СБ". За свои действия в первые месяцы войны он был удостоен звания Героя Советского Союза 7 февраля 1940 года, после чего продолжил боевые полеты. Позже в том же месяце он участвовал в спасении летного экипажа, сбитого финскими истребителями; все три члена экипажа самолета были ранены. Раков подобрал летчика и переправил его обратно на По-2, а его коллега спас штурмана и радиста. После войны был назначен командиром 63-й бомбардировочной авиационной бригады Черноморского флота, в которой оставался до декабря 1940 года.

Вторая мировая война

После окончания Военно-морской академии в феврале 1942 года Раков был направлен на фронт командиром 2-й морской авиационной бригады ВВС Черноморского флота. Там он участвовал в обороне Севастополя Во время одной миссии он вывел из строя He-111 во время полета на MBR-2. После вынужденного ухода из Севастополя в июле он участвовал в формировании морских авиационных полков за линией фронта, базировавшихся в Самаре. С января 1943 года командовал 13-м морским авиационным полком, но после летного происшествия, в результате которого погибли три летных экипажа, был понижен в звании до майора и освобожден от командования полком. После разжалования он летал командиром эскадрильи в 73 - м бомбардировочном авиационном полку Балтийского флота, который позже был удостоен гвардейского звания и переименован в 12-й гвардейский полк. Там он участвовал в битве за Ленинград и сумел остановить отступление осей, попав прямым попаданием в мост, который они пересекали, на Пе-2. В феврале 1944 года он был назначен заместителем командира 9-й штурмовой авиационной дивизии, которая использовала самолеты Ил-2, Як-7 и Як-9. Вскоре, в апреле 1944 года, он был назначен командиром дивизии, в результате чего ему было запрещено участвовать в боевых полетах, и в мае он стал командиром 12-го гвардейского пикирующего бомбардировочного авиационного полка. Там он летал на боевые задания над различными городами Прибалтики, помимо планирования операций. Одной из таких операций была атака на "Ниобу", которую приняли за "Вяйямейнен". 12 июля 1944 года его подразделение попыталось ворваться в город, но потерпело неудачу. В 18:49 16 июля 1944 года он был потоплен благодаря участию штурмовиков и истребителей. Раков летал на задание с другим пилотом, капитаном Дмитрием Кудымовым. "Ниоба" стала крупнейшим немецким кораблем, потопленным исключительно советской авиацией во время войны. На следующий день Раков был представлен к званию Героя Советского Союза за то, что совершил 68 боевых вылетов и участвовал в потоплении "Ниобы". Он получил его менее чем через неделю, 22 июля. Позже в том же году 14 сентября во время полета на Пе-2 он был сбит, но сумел совершить вынужденную посадку на аэродроме в контролируемой Советским Союзом Литве. В феврале 1945 года был выведен из боя и назначен помощником командира 10-й учебной дивизии пикирующих бомбардировщиков, где пробыл до апреля. За время войны совершил около 170 боевых вылетов и участвовал в потоплении 12 судов противника, используя различные самолеты, в том числе МБР-2, Че-2 и Пе-2.

Послевоенная карьера

Окончив Военную академию Генерального штаба в январе 1946 года, Раков принял командование 10-й пикирующей бомбардировочной авиационной дивизией, которая в марте 1947 года была преобразована в минно-торпедное подразделение. После увольнения в ноябре 1948 года он работал в Ленинградской военно-морской академии, где оставался до выхода на пенсию в 1971 году. Во время учебы в академии он занимался целым рядом других проектов, окончив военный институт иностранных языков в 1951 году, получив звание генерал-майора в 1958 году и отправившись в поездку в Индонезию в 1964 году.