Найти тему
Senkin

Плотников, Павел Артемьевич: жизнь и детали биографии дважды героя СССР

Оглавление

Советский военный лётчик, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации.

Ранняя жизнь

Плотников родился 4 марта 1920 года в русской крестьянской семье в селе Гонба Алтайской губернии. Переехав в город Барнаул в 1930 году, он окончил седьмой класс школы в 1935 году, прежде чем поступить в ремесленное училище и местный аэроклуб. После окончания ремесленного училища в 1937 году он работал ремонтником автомобилей до поступления в армию в 1938 году. После окончания Новосибирской военной авиационной школы пилотов в августе 1940 года он был направлен в 165-й запасной авиационный полк, но всего через несколько месяцев был переведен в 230-й скоростной бомбардировочный авиационный полк.

Вторая мировая война

Вскоре после вступления в бой в рамках обороны Советского Союза в сентябре он был переведен в 277-й бомбардировочный авиационный полк. В январе 1942 года его снова перевели в 459-й ночной бомбардировочный авиационный полк, где он оставался целый год. Во время службы в ночном бомбардировочном полку он неоднократно оказывался на волосок от гибели, но, несмотря на это, продолжал успешно летать. 10 апреля 1942 года потопил транспорт, а позже в том же месяце атаковал хорошо защищенный металлургический завод в Мариуполе в плохую погоду. Во время этой миссии он был вынужден резко развернуть самолет, чтобы избежать вражеской обороны, в результате чего его штурман выпрыгнул с парашютом из самолета, ошибочно полагая, что самолет вошел в штопор. Несмотря на то, что он был без штурмана, ему удалось вернуться на свой аэродром. Всего через два месяца он сбил на земле восемь вражеских бомбардировщиков.

В апреле 1943 года он стал командиром звена в 82-м гвардейском бомбардировочном авиационном полку, который использовал пикирующие бомбардировщики Пе-2; позже он был повышен до заместителя командира эскадрильи. Во время битвы за Днепр он нанес прямое попадание во вражеский мост 21 сентября 1941 года, надолго выведя из строя движение противника в этом районе. Позже, 20 октября 1943 года, он летал в эскадрилье под командованием генерала Ивана Полбина; полет состоял из 17 бомбардировщиков с 14 истребителями сопровождения. Целью миссии была железнодорожная станция Александрия в Кировограде, и из-за плохой погоды они были вынуждены лететь ниже облаков. После поражения своих целей Полбин заметил приближающиеся вражеские пикирующие бомбардировщики и решил атаковать их, а также их аэродром. 31 советский самолет атаковал 46 немецких самолетов, уничтожив 13 из них, из которых шесть были сбиты Пе-2. За свою роль в миссии, которая включала в себя сбивание Ju-87, Плотников был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. Позже, весной 1944 года, он уничтожил две вражеские переправы во время одного боевого вылета, совершив неоднократные заходы на цель в дополнение к бомбардировке железнодорожных районов военного значения. 14 апреля 1944 года он совершил полет, который достиг максимальной дальности полета Пе-2, чтобы достичь отдаленной территории противника; полет длился почти три часа. В мае он был номинирован на звание Героя Советского Союза за то, что совершил 225 боевых вылетов, и получил это звание в августе. В следующем месяце он перевелся в 81-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк командиром эскадрильи. Там он выполнял разведывательные задания и отправлялся на “свободную охоту” за целями в дополнение к стандартным миссиям, часто летая с капитаном Сергеем Яшиным. Пережив атаку в Бреслау 11 февраля 1945 года, в результате которой погиб генерал Иван Полбин, он продолжал увеличивать количество боевых вылетов и 6 марта 1945 года возглавил группу из девяти бомбардировщиков, атаковавших аэродром Ламсдорф, уничтожив склад горючего и 16 самолетов противника. Позже в том же месяце он был номинирован на получение второй золотой звезды за 305 боевых вылетов, а к концу войны он совершил 344 боевых вылета – 104 на туполевском СБ, 203 на Пе-2 и 31 на Ar-2 и A-20 Boston, во время которых он сбил три вражеских самолета.

Послевоенный период

Плотников покинул свой полк военного времени вскоре после окончания войны в июне 1945 года. После окончания Липецкого высшего офицерского летно-тактического училища он вернулся в 81-й полк. Позже он окончил Военно-воздушную академию в Монино в 1951 году. С тех пор до 1955 года он был летным инспектором в учебном управлении, после чего в течение одного года занимал должность заместителя командира 47-й бомбардировочной дивизии. В 1956 году он был назначен заместителем командира летной подготовки 52-й бомбардировочной авиационной дивизии, а в 1957 году получил звание командира летной подготовки. В 1960 году он окончил Военную академию Генерального штаба, и с тех пор до 1962 года занимал пост управления полетами. Он вернулся к работе в летной подготовке, возглавив отдел боевой подготовки, прежде чем стать заместителем командира оперативной группы в Арктике. В 1963 году он был назначен заместителем начальника штаба 26-й воздушной армии, базирующейся в Белоруссии, а в следующем году стал заместителем командира по летной подготовке 10-й отдельной авиационной бригады специального назначения. В 1966 году ему было присвоено звание генерал-майора, и он летал на различных самолетах по странам Варшавского договора, а также во Вьетнам и Танзанию. До выхода на пенсию в 1975 году он занимал должность заместителя начальника штаба 36-й и 37-й воздушных армий. Будучи гражданским лицом, он работал инженером в Научно-исследовательском экспериментальном институте автомобильного электрооборудования и автомобильных устройств, а затем в Министерстве газовой промышленности. Он умер в Москве 14 декабря 2000 года и был похоронен на Ивановском кладбище.