Найти тему
Добрый Аудиофил

Соната 304 - рожден в 1973м, а звучит "идеально", но как Класс Д. Что за дела такие?

Всем Доброго Аудиофильского!

Первым делом про картинку наделавшую вчера много шума.

Что вообще произошло?

В целом все просто. Пришел заказ из магазина.

Там в поставке отказалось 100 штук КТ3107Д - Они всего на 100 мА по току, но в остальном полноценные 3107. Обычно у них до 200 мА по току. Но тут по рублю за штуку отдавали.

Так же взял 10 штук 209х. Они подороже достались, но помните я писал, что Диф-Каскад на них питается компесационно-откаточным стабилизатором? Надо же посмотреть как этот коррумпированный элемент на практике работает, раз такое пульсирующее включение позволяет.

Тем более они до 300 мА шпарят.

А чего я кстати пристал к этим мА? Ведь для звука такие цифры даже преде даром никому не нужны. Там же от силы 10 мА гуляет. А то и вовсе в микротоках все происходит.

Дело в том, что в нашем проекте по Шаробразным Системам головное устройство будет в дизайне Нота 203. А у этого Катушечника стрелочки на борту.

И вот картинка наша нашумевшая.

фото моего авторства

Тут у нас 10 стрелочек. Но у них шкала аж на 500 мА. Это ж мне чего такой точину разогнать нужно будет???

И какой же транзистор сюда ставить? Я кончено в том магазе урвал 10 ваттников 10 штучек. Они до 2х Ампер могут.

Да и одноваттники заморские у меня комплиментарными парами штук по 10 лежат. Там тоже под Ампер детальки.

Но елки. А при каком напряжении это все будет? В общем беру головку. Тыкаю в нее Омметром. А там 0.568к.

Это чего? Это 500 Ом выходит? Да на 500 мА? Да это ж 250 Вольт. Да это же 100 Ватт на канал. Исключительно на стрелочки.

Т.е. 200 Ватт, только, чтобы в ритм музыки передняя панель дергалась??? Что за дела вообще?

В общем попил я чаек. Думаю надо бы ткнуться в них от пальчикового аккумулятора.

Для начала коротнул аккум амперметром в тестере. Оказалось 2.1 Ампера шпарит.

Взял резистор переменный на 100 кОм. Крокодилами это все соединил. Включаю. А головка стрелку кладет на 100 мА.

Никаких 500. На соточке. И от 1.2 Вольта. Ну я выдохнул. Уже проще. Уже легче. А то 10 стрелочек купил. А тут с ними все хорошо оказывается! Работать можно!

Но до этого всего был еще инцидент. Заказ мой пришел в 2х коробочках. В одной все остальные детальки. Там еще резисторы переменные были на 2 канала по 50 кОм. 10 штучек. Самая дорогая часть покупки. По 44 рубля за штуку. Но в других магазах они вообще по 70. Как говорится не зря 2 недели ждал доставку в пределах МКАДа из магазина в пределах МКАДа.

Но с магазом был еще инцидент. Они мне тогда в письме написали, что у них нет одной модели транзисторов по 3 рубля за штуку. И предложили эквивалент по 32. А там тоже 10 штучек было.

Я от него отказался. 30 рублей против 320. Нет уж, нет уж!!! А тут вскрываю вторую коробочку. Там стрелочки, и платочки. Ну как на фото.

А платочки с трансформаторами, 2мя диодами и 3мя резисторами. При этом на них разводка и куча дырочек под транзисторы. Но самих транзисторов нет.

Я смотрю и понять не могу. Это вообще что? Это блоки питания какие? Полу-периодный выпрямитель, трансформатор.

Думал надо будет письмо в магаз писать, и возвращать. А то каждый транс рублей по 70. Я дешевле в этом магазе их не нашел. Это они мне чего тут на тыщу рублей за бонус прислали?

Диоды тоже самые дешевые рубля по 3. Что это вообще такое?

И я вот честно скажу. Я с такими схемами не знаком. Вот не моя специализация. Я конечно Яндекс в руку, и через "карманное зеркальце знаний" минут за 15 вопрос прошарил.

Оказывается платочки комплектом к стрелочкам.

Суть в том, что на этих Амертметрах на шкале есть еще значок, что они переменку меряют.

А ее ведь так просто не померять. Это не Вольтметр. Тут питание на источник прет. Переменное. И вам его нужно выпрямить.

Вы ставите диоды. А они ведь открываются на 0.7 Вольта. А значит в дипазоне -0.7 - +0.7 у вас пульсация в передаче питания на полезную нагрузку.

А просто так переменку этот идикатор мерять не будет. Даже на 50 Гц он ни разу не брюлики и не дисплей осциллографа. У него стрелочка РАЗ-ДВА-ЯЙЦА делать не умеет.

Кстати сопротивление головки оказалось 0.5 Ома, а не 500 Ом. Просто заморский тестер за 7 тыщ рублей всяко разно лишнее на дисплее выводит. А инструкция к нему в иероглифах вся. Не знаю я, что это за буква К там была. Он точку по всему дисплею гоняет когда большие числа меряет. Ему эта К для указания размерности даром не нужна.

Да и тем более пол-Килоома показывать - это ж на сколько сбрендить в таких условиях нужно? 500 Ом ведь сразу показать может.

В общем пульсация методом подключили 0.5 Ома - отключили 0.5 Ома это никуда не годится.

Но мерить нужно. И что же делать?

На этот случай изобрели трансформаторы тока. Это такая штука. У нее на полезном сигнале стоит токовый шунт, а вокруг него катушка намотана. Шунт на эти же 0.5 Ома. Но магнитные поля не плохо так наводятся на катушку.

И вот через нее протекающий ток, уже выпрямляют и меряют.

Но 2 диода для выпрямления сигнала для стрелочного идикатора. Это же не Орбита 108. Помните там в инструкции фраза была, что индикатор уровня повышенной линейности позволяет получить максимально низкий КНИ в записи?

И тут я заметил, что шкала-то нелинейная на индикаторе. У него в дипазонее 0-300 мА она с одним шагом, а в диапазоне 300 - 500 в 2 раза более сжатым.

А такие приемы получения нелинейной шкалы описывают на первых страницах применения стабилитронов. Там как как раз нужно 2 резистора и стабилитрон, чтобы шкалу скорректировать. Ну и еще один резистор, чтобы стрелочку нашу в режим вольтметра перевести. Ведь стабилитрон работает с напряжением.

Вот этим всем данная платочка и занимается. Но трансформатор выглядит при этом не как токовый шунт, на которой катушку намотали, а как 2 обмотки.

Но я тестером прозвонил. А нет. Первичная обмотка таки 0.5 Ома. Токовый шунт однако. Причем выводы у него хитрые. Они на уши крепления трансформатора запаяны.

Но само крепление больше, чем контактны под него на плате. Этот трансформатор на нее не встает. Он припаян проводами. которые тянутся к этим болтам.

В общем платочки странные, но с фунционалом разобрались. А еще на них дырочки под транзисторы.

Я лично думаю, что я не буду макетку тратить на создание идикатора уровня сигнала, и на этих платочках и распаяю. Одна проблема. Транзистор придется 209й ставить видимо. Все таки 100 мА это рабочий ток. А запасик какой-никакой а нужен.

В общем проект Шарообразные Акустические Системы продолжаетцо!!!

И я уже точно решил, что это будет трифоник с басовиком в ЗЯ. 2 Шара и басовик. И головное устройство в диназайне Нота 203 и с регулятором громкости в виде правой катушки, и уровня баса в виде левой.

А еще пришли кнопки. Ну для коммутации правого и левого каналов. Помните у нас там затея, что система будет с дополнителными насадками на шары, чтобы разные формы корпусов послушать? Я решил, что шар будет убираться в насадку, колонки ставиться рядом друг с другом, она в насадке другая в голом виде, и одной кнопочкой будет происходить выбор текущей колонки.

***

Ну а сейчас к нашему уникальному катушечнику переходим.

Соната 304.

-2

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat_/sonata304.html

-3

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat_/sonata304.html

-4

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat_/sonata304.html

Выпускали его 1973го года.

И в нем такие неожиданные решения, что я таких и не видел раньше.

в общем первое - это алгоритм переноски. Ручка сбоку.

Второе это алгоритм управления.

Тут он в 2 крутилки.

Первая имеет 3 положения. Крайне левое - перемотка назад. Центарльное стоп. Крайне правое - воспроизведение.

Вторая имеет левое - запись, центральное стоп, правое - перемотка вперед.

Это ж как до такого додумались-то?

С одной стороны удобно. Режим откат назад, при расшифровке диктофонных записей, делается быстрым дивжением одной руки, без всяких там нажиманий. Щелк туда - щелк сюда.

Но вот перемотка вперед. Это ж какой эквиллибризм нужен чтобы песню промотать? Пойди тут не запутайся, кого куда крутить нужно?

Неровен час и запись случайно включить.

Правда при перемокте магнитофон улюлюкает. Уже хорошо. Поиск паузы на слух сделали.

Аппарат 4х дорожечный. Но при этом моно.

А на звук он крут. У него АЧХ 63 - 12 500, и скорость только 9я.

Но вот на звук, да на свой динамик(а на него от 100 Гц). Красота. И верх есть, и бас, и все бодро и ровно и прозрачно где надо. И звонко. Никаких проблем во всех частотном диапазоне.

Вернее есть одна. Короткие реверберрации поджимает. Прям вот как Класс Д. Берет и срубает их под ноль.

По идее в этом классе должно быть наоборот. А тут вот так. А чего и почему???

Детонация по документам 0.3%.

Обычно ее такую в те года маскировали различными воздушными приемами. А тут-то ничего такого нет. Тут все четко и ровно.

И при этом детонации не слышно. На слух так максимум 0.2 будет. А то и 0.15.

А чего и как?

В общем лезем. Первое, что обнаруживаем - нет фетрового прижима. Вместо него преднатяг ленты.

Тут он хитрый. Тут 2 стойки прям по бокам от головки зажимают ленту на ней. Причем сильно. Выгибают ее. А подающая катушка на весозависмом тормозе. Магнитофон строго-лежачий.

При этом принимающая катушка тут наоборот. На проскальзывающем ремне. Без датчика веса.

Как-то все необычно тут.

Но мы ведь знаем, что при такой детонации данный прижим ленты гуляет. А значит где-то что-то должно быть не так. Должны быть искажения по амплитуде.

Но их не слышно. Вот вообще не слышно. И не слышно никаких Аудиофильских приемов максирования их.

И вот здесь нужно понять важный момент. Чем ниже значение детонцаии, тем более выскочастотный призвук от нее.

Если 0.1 процент лезет в верхнюю середину, или верх смазывает, то тут должно быть Воу-Воу на значительно более низких частотах.

Где-то в районе нижней середины, и собственно в центре центральной части центра середины. Ой! Продолжаем продолжение начала...

В общем как раз на этих частотах реверберрации-то быстрые и обитают. И вот убирая гуляния ленты, девиацию амплитуды от гуляния ленты относительно головок, по музыкальному говоря вибрато, заодно так вместе с ним и реверберрации убрали.

Но при этом звук получился хороший. И надо сказать на радость инженерам-антиаудиофилам - он именно достоверный. С методами устранения искажений без окраса.

Это как динамический шумодав. Шумы отрезаны, а звук почти не искажен. Так и тут. Вибрато отрезано - а звук почти не искажен. Срезались только мелкие быстрые реверберрации.

Конечно Аудиофилы в первую очередь в звуке ценят именно их. Именно они придают звуку микро-подвижности и живой натуральности.

Но если вот именно Хай-Файничать, то данный магнитофон - эталон правильного конструирования, и получения максимума достоверного звучания в ограниченных условиях.

Повышаем уровень детонации. Получаем искажения, которые оказываются далеко не на самых кртически-важных для слуха частотах, а характер их такой, что мы можем их выскрести оттуда одной левой.

Это же мечта крупнотиражника!!! Передайте это тому пацану, что на Радиотехнике работал. Ведь этот магнитофон - заветная мечта той фабрики. Эталон крупнотиражных решений!!! Я вот лично от него в восторге по этому параметру!!! Решение прям шикарное шикарное!!!

Я как-то вот так умудряюсь и Бескомпромиссно Аудиофильствовать, и подмечать идеально выверенные компромиссы в крупнотиражках.

В общем лезем в схему.

Усилитель универсальный тут на 6ти транзисторах. Вернее даже на 7ми.

Первый П28. В отличие от П27, 28й это жуткий облом для Аудиофильского Иженера-Конструктора. 27й при малейшей возможности норовит шикарнорго звука поддать, а 28й пойди раскачай на гармоники.

Это вот как баттл 3107 и 209го. Я ж не просто так 209е взял. Хочется посмотреть как у них с умышленными нелинейностями. Чую он как П28 упираться будет.

В общем дальше еще 2 транзистора на раскачке. Там попроще детальки.

Но вот они охвачены... ООС. А я такого еще не видел. Первая тройка и на ООС. Причем от третей к первой. Вернее видел пару раз. Но это настолько редкое явление.

Причем ООС хитрая. Она отсекает басы. Т.е. обычно-то наоборот. А тут раз. И ООС на СЧ. Что за дела?

Тут надо сказать, что есть усилитель Электроника 017. Там очень глубокая ООС. И там тоже нет реверберраций. Вот путает она там инерционные микроколебания динамика и задержку отклика на малые быстрые амплитуды. И гасит в итоге обоих противофазой.

Так вот тут тоже напрашивается мысль, что ООС с хитрой задачей стоит.

Но движемся дальше. А дальше у нас ЛЦ цепочка на АЧХ. Она во второй тройке в ООС между вторым и первым транзистором.

Но ЛЦ-цепочки на высокоимепедансных цепях наоборот реверберрации усиливают, аж до послезвучий вытягивая. А тут что?

А тут все хитрее. Тут после с третьего транзистора сигнал раздваивается. Один идет на регулятор баса, а за ним сразу на вход транзистора в мощнике попадает.

А второй попадет на ЛЦ фильтр, причем паралельный, он середину просаживает. Да вот сигнал с него прилетает в ООС этого следующего транзсистора.

Т.е. на одной цепи ревреберрация возникала. А на другой она снова возникла, но уже в проиивофазе и загасила первую. Причем заодно с ней загасила и все Вибрато от ленты по головке.

Ну а дальше мощник. Регулятор громкости, за ним регулятор по ВЧ, за ним 2х тактник со 100 процентной ООС. Без фильтров и ограничений амплитуды.

Правда он в фазоинвернсную цепь втыкается. Поэтому и амплитуда там не корректируется. Но суть та же. Реверберрации в динамике тут тоже загашены.

А линейный выход у этого магнифона это отдельная тема. Это вы убираете до упора уровень баса, а там дальше щелк, и динамик отключен - а сигнал идет на линейный выход. С нормальной АЧХ по уровню баса.

Вот такие дела.

Есть правда на этот магнитофон одна жалоба. Головку нужно протирать в 5 раз чаще, чем на любом другом. Стоит ей чуть загрязниться и его так лихо в расколбас уводит.

Но в отсальном решение ОГОНЬ!!! На заметку инженерам-антиаудифилам!!! Да и Китайцам тоже. Вот так нужно делать дешево, массово, и при том качественно на звук!

Я сам не ожидал его такой увидеть. В копилку конструкционных шедевров мне!!!

Спасибо, что дочитали!!!