Найти тему
ТЕЛЕУЖИН

НаКассете#5. Темная половина - хорошо забытая классика от Кинга

Оглавление

Продолжаем нашу новую постоянную рубрику, в которой мы ищем новое в ещё более хорошо забытом старом - если Три Пропущенных открывает затерянные гемы хорроров в 2000-х и 2010-х, то здесь мы заглядываем в 90-е и 80-е.

Сегодня ещё один интересный образчик, фильм достаточно длинный по современным меркам, однако, размеренность ему к лицу.

shot from "The Dark Half"/1992/George Romero/kinopoisk.ru
shot from "The Dark Half"/1992/George Romero/kinopoisk.ru

Книги и кассеты

Наверное, почти каждый уважающий себя ценитель ужастиков выделял особое место на полке с видеокассетами пленкам с фильмами, снятыми по романам и рассказам Кинга, так же как любой читающий человек в то время имел несколько томиков этого автора. У кого-то было и полное собрание, а кто-то мог уверенно сравнивать фильмы с книгами.

Многие, кстати, начинали собирать книги Кинга после просмотра постановок и постепенно втягивались в мрачный мир историй автора, которые неизменно разворачивались в городках Касл Рок и Дерри.

shot from "The Dark Half"/1992/George Romero/kinopoisk.ru
shot from "The Dark Half"/1992/George Romero/kinopoisk.ru

Касл Рок всегда был в произведениях Кинга местом загадочным и пасторальным, тихим и хранящим свои секреты, но, в отличие от Дерри, никогда не был средоточием зла. Кто-то оказывался в этом местечке проездом и узнавал слухи, а кто-то увозил отсюда прочь что-то мистическое, чтобы жители потом могли рассказать, что это нечто зародилось здесь.

Так произошло и с главным героем романа "Темная половина" - Касл Рок стал питательной почвой для его развития и открытия в себе особой силы, но, в итоге, Тэд Бомонт переехал в Нью-Йорк и увез с собой свой особый дар.

Писатель и писатель

shot from "The Dark Half"/1992/George Romero/kinopoisk.ru
shot from "The Dark Half"/1992/George Romero/kinopoisk.ru

Конечно, этот дар - талант писателя, как принято у Стивена Кинга, который, может показаться, считает писателей единственной достойной внимания профессией, однако, если посмотреть чуть внимательнее, понимаешь, что эти истории, и "Темная половина", в особенности, будто раскрывали автору самого себя.

Итак, Тэд открыл в себе талант, начав писать рассказы с малых лет, но настоящий дар пришел к нему однажды вместе с услышанным им криком птиц и настигшим впоследствии обмороком. Врачи Касл Рок провели операцию, положив в городскую копилку тайн и легенд ещё одну - историю оперирования необычной опухоли мозга.

shot from "The Dark Half"/1992/George Romero/kinopoisk.ru
shot from "The Dark Half"/1992/George Romero/kinopoisk.ru

И вот, спустя 20 лет с лишним лет, успешный писатель Тед Бомонт живёт в Нью-Йорке с милой супругой и двумя очаровательными детьми-близнецами. Конечно, близнецы - важный символ, который подчеркивает поднятую в книге тему дуальности (это слово и написано на доске), о которой Тэд ведёт лекции в местном университете, раскрывая тайны успешного писательства.

Впрочем, есть у него и другие тайны, которые он не планирует раскрывать и которые, как все хорошо спрятанные тайны городка Касл Рок становятся явью в самый верный момент, запуская цепь событий и притягивая как магнитом к месту, их породившему.

shot from "The Dark Half"/1992/George Romero/kinopoisk.ru
shot from "The Dark Half"/1992/George Romero/kinopoisk.ru

Итак, тайна Тэда - его вторая литературная личность, от имени которой - Джордж Старк - он выпускает книги, не желая, чтобы кто-то узнал о том, что Старк и Бомонт один и тот же человек. И именно благодаря триллерам, написанным под псевдонимом Старк, Тэд разбогател. Однако, однажды к Тэду приходит человек, который разгадал его загадку и желает получить немалую сумму денег за то, чтобы её не разгадали другие.

Тогда Тэд принимает решение покончить с литературным двойником, публично объявив о своем псевдониме, а заодно - о том, что Старк никогда больше не выпустит ни одной книги.

Светлый и темный

shot from "The Dark Half"/1992/George Romero/kinopoisk.ru
shot from "The Dark Half"/1992/George Romero/kinopoisk.ru

И, конечно, для этого нужно отправится в городок Касл Рок, ведь секрет должен быть раскрыт там, где он был рождён. Тэд даёт интервью и участвует в фотосессии, которая стилизует его прощание с личностью Старка под фотографии у могильного камня с фамилией Старк.

Вот только земля у могильного камня на следующий день оказывается разрытой, а того самого фотографа, придумавшего трюк с памятником Старку, жестоко убивают. И все улики указывают на Тэда, конечно.

Касл Рок хранит секреты надёжно, но если кто-то попытается похоронить их навсегда, он даст силу, которой хватит чтобы оживить тайну во плоти.

shot from "The Dark Half"/1992/George Romero/kinopoisk.ru
shot from "The Dark Half"/1992/George Romero/kinopoisk.ru

Так что мы вынуждены познакомиться с мистером Старком и его деяниями, которые повторяют почерк главного персонажа книг, выдуманных Тэдом под псевдонимом Старка. Некто Машина не выбирает средств на пути к цели, точно так же и Старк не церемонится с людьми, окружающими Тэда, пробиваясь к писателю.

Итак, Старк - безусловно, темная половина мистера Бомонта. Харизматичный, бескомпромиссный, наделённый животной силой и привлекательностью для противоположного пола, жестокий и решительный, и, определено, опасный для окружающих. Именно все эти качества прячет от себя Тэд Бомонт, и, пока он позволял им проявляться в творчестве, всё шло как надо. Но стоило попытаться отказаться от них и устроить ритуал прощания - темная половина воплотилась в реальную фигуру, которая ездит на тачке с наклейкой, которая переводится примерно как "альфа-самец".

shot from "The Dark Half"/1992/George Romero/kinopoisk.ru
shot from "The Dark Half"/1992/George Romero/kinopoisk.ru

Альфа продолжает гнуть свою линию, а Тэд продолжает оказываться под подозрением. К нему приезжает из Касл Рока шериф Алан Пэнгборн - тот самый, что заправляет делами в "Нужных вещах", Тэда оставляют под домашним арестом, и он пытается понять, почему вновь слышит крики птиц, а на месте одного из преступлений оставлена надпись "воробьи снова летают".

Конечно, Кинг поработал здесь с концепцией тени, взятой из юнгианства, но он явно принес в "Темную половину" свой личный опыт - опыт человека, страдавшего разного рода зависимостями, знающего цену творчества и его обратную сторону. Знающего, что стоит загнать тень поглубже внутрь себя, она прорвется и превратит тебя в чудовище.

Зеркала и птицы

shot from "The Dark Half"/1992/George Romero/kinopoisk.ru
shot from "The Dark Half"/1992/George Romero/kinopoisk.ru

Фильм был снят Джорджем Ромеро, которого обвинили в сотрудничестве с большими студиями и работе с большими бюджетами. К сожалению, те самые большие студии испытывали трудности в тот период и фильм пролежал на полке пару лет. К ещё большему сожалению, фильм не отбил бюджета.

По моему мнению, Ромеро проделал, как постановщик, отличную работу. Во-первых, он не внёс идиотских изменений в сюжет. Во-вторых, он сохранил некоторые моменты и акценты так, что при просмотре примерно можешь представить, как это написано у автора.

shot from "The Dark Half"/1992/George Romero/kinopoisk.ru
shot from "The Dark Half"/1992/George Romero/kinopoisk.ru

Это редкий случай, когда к фильму по книге нет почти никаких претензий. Есть вопросы к самому материалу, и многие критики делали на этом акцент - что же именно из себя представляет мистер Старк, реальный ли это близнец или вторая личность Тэда?

К игре актеров и технической реализации нет претензий вообще, как и к музыке и работе оператора. Есть удивительные решения вроде стат птиц, отраженной в стеклах окна и, позднее, в стеклах очков, отлично поставленный ночной комшмар Тэда с решениями, которые не стыдно было бы скопировать и сейчас и невероятно круто вплетенной композиции Пресли.

shot from "The Dark Half"/1992/George Romero/kinopoisk.ru
shot from "The Dark Half"/1992/George Romero/kinopoisk.ru

Фильм достаточно длинный, как я и говорил, но это почти нигде не напрягает. В этом пространстве Ромеро отлично изложил материал, найдя интересные способы подачи. Сейчас это кино выглядит необычно и интересно.

"Темная половина" стала отличной находкой, именно такой фильм хочется найти на старой видеокассете - крепкий, старомодный, но выгодно смотрящийся на фоне современных однотипных страшилок. Интересные и глубокие размышления автора наводят на сотни мыслей, а атмосфера и подача не мешают думать эти мысли. Всё новое - хорошо забытое старое, и я лучше пересмотрю это кино, чем похожее по сюжету и механике "Злое", имитирующее ретро-хоррор, но на деле располагающее только крепкой боевой сценой, притянутой Ваном прямиком из закромов "Аквамена".