Про Болонскую систем.
В свое время я поступал на специалитет в Кубанский государственный университет и меня не коснулись новые правила бакалавриата + магистратуры.
В двухуровневом образовании суть следующая, первый уровень бакалавриата дает базовый пакет знаний по выбранному направлению, который уже позволяет применять его на практике, а второй уровень магистратуры должен давать качественную узкую специализацию.
В теории сама система логична и решает несколько задач:
- Не всем нужно учиться 5 лет, для большинства достаточно 4 лет базового курса для получения профессии и последующего трудоустройства.
- В процессе обучения до многих доходит что они ошиблись с выбором и им подходит другое направление, которое как раз можно исправить магистратурой.
- Выбор разных направлений в бакалавриате и магистратуре дает широкий спектр возможных комбинаций для студентов, а значит позволяет лучше адаптироваться к рынку труда.
Однако, в чем были ключевые проблемы болонской системы в России?
Формализм и следование западным программам обучения, индексам с внедрением всяких "гендерных исследований" и прочей чуши. Программы бакалавриата и магистратуры зачастую сильно не отличаются, возникает вопрос, а зачем тогда эти две ступени?
По сути, мы в конце нулевых просто взяли кальку западной системы образования в общих чертах, криво косо наложили на свою, поломав хорошее и привнеся много плохого. В итоге, большая часть академического сообщества резко настроена против болонской системы, которая только упрощала утечку мозгов из страны.
Ломать - не строить, сейчас нужно аккуратно и взвешенно подходить к реформе образования. Убрать все плохое, западные индексы, "гендерные исследования", формализм. Сама система 4+2 лучше подходит к современному, быстро меняющемуся миру, в котором профессии появляются и отмирают постоянно, возвращать 5 лет специалитета точно не нужно.
Главное хорошо проработать реформу и учесть все возможные нюансы, резкие решения в таких вопросах - это стрелять себе в ногу.