12 июля 1543 года, когда в Лондоне начала распространяться чума, две дюжины гостей набились в небольшую часовню в Хэмптон-Корте, чтобы увидеть, как Генрих VIII женится в шестой раз. Свадьба, скромная, застала дипломатическое сообщество в Лондоне врасплох.
Отмечалось, что «король женился на королеве тайно и без церемоний». Однако жених был полон энтузиазма, принося клятвы «с радостным лицом». Генри было 52 года, и он был болен. Его новой жене, Кэтрин Парр, не исполнилось и 31 года, она дважды овдовела и была опытной мачехой. Несомненно, это был брак, рожденный здравым смыслом, где страсть играла незначительную роль. Викторианцы изображали его как союз вспыльчивого тирана с достойной матроной. Правда, однако, была совсем другой.
Генри искал жену, а не сиделку или домохозяйку. Он хотел компаньонку для своей постели, которая могла бы дать новых наследников и могла бы впечатляюще выполнять роль королевы-консорта. Екатерина, которая отказалась от другого мужчины, чтобы выйти замуж за короля, прекрасно понимала, что ее обязанности определенно будут сводиться к чему-то большему, чем вежливая беседа и поглаживание королевского лба. Ее решимость добиться успеха привела к глубокой привязанности между королевской четой, которая, возможно, в 1546 году спасла ей жизнь.
Неудивительно, что Генрих тянуло к миловидной вдове. Это была стройная привлекательная рыжеволосая женщина, за безупречной репутацией которой скрывалась чувственная натура. Другой ее жених, сэр Томас Сеймур (зять короля), уже понял это, и, вероятно, Генри тоже.
До сих пор занавеси вокруг брачного ложа Генриха VIII и его последней жены остаются наглухо закрытыми. Тем не менее их отношения, несомненно, были сексуальными. Кэтрин серьезно отнеслась к своей клятве быть «красивой и пышной в постели и за столом». Она принимала молочные ванны, чтобы кожа оставалась мягкой, а на следующий день после свадьбы заказала «прекрасные духи» для своей спальни в Хэмптон-Корте. Она явно была полна решимости сделать свое тело и спальню как можно более соблазнительными.
Генри, неуклюже появившийся в поле зрения в своей ночной рубашке, должно быть, представлял собой устрашающее зрелище. За год до его конечной женитьбы было отмечено, что он «уже очень располнел и с каждым днем становился все тяжелее… трое из самых крупных мужчин, которых можно было найти в королевстве, могли залезть в его камзол». Болезни и боль в ногах наложили на него отпечаток. Между 1543 и 1545 годами он изнашивал 300 пар чулок в год. Это был третий мужчина, за которого Кэтрин вышла замуж. Вскоре он полюбил ее до безумия, но могла ли она, в принципе, полюбить его?
В начале почти наверняка нет. Она вышла за него замуж для продвижения и благосостояния своей семьи, и еще потому, что королю нельзя было отказать. Она была исполнена долга и стремилась убедить себя, что такая судьба у нее по воле Божией. И все же Кэтрин была любящей и очень оптимистичной женщиной, и, конечно, умной. Она знала, какая возможность представилась ей, и усиленно думала о том, как использовать ее в своих интересах.
Развитие хороших отношений со всеми тремя королевскими детьми, Марией, Елизаветой и Эдуардом, безусловно, было важно, но в основе стратегии Екатерины был сам король. Генри был не просто толстым монстром, а одиноким и несчастным человеком после неудачного брака с глупышкой Кэтрин Говард. Кэтрин Парр признала его потребность в любви и внимании. Обстоятельства позволили ей быстро зарекомендовать себя и получить большое влияние на короля, поскольку чума постоянно удерживала обоих за пределами столицы и в компании друг друга в течение долгих шести месяцев. Это была идеальная основа для их отношений. Поэтому король осыпал ее драгоценностями, красивой одеждой, дорогими подарками и доверил страну ее регентству, пока сам он в последний раз сражался с французами (1544 г.) и очень надеялся завести с ней детей.
У Генри и Кэтрин было много общих интересов, от охоты и стрельбы из лука до музыки, маскарадов и книг. Она была грациозной танцовщицей, и они оба любили венецианских братьев Бассано, музыкантов, которым покровительствовала Кэтрин. Генрих, культурный человек, был рад иметь королеву, которая пользовалась уважением у послов и с которой он мог вести беседы. И муж, и жена были привержены вере 16-го века в обучение на протяжении всей жизни. Кэтрин усовершенствовала латынь, а также начала редактировать и писать религиозные книги, поскольку ее приверженность делу дальнейших реформ росла. В 1545 году она стала первой королевой Англии, работы которой были опубликованы, копии ее «Молитв или размышлений» были выпущены королевскими типографиями. Ее влияние на Генриха, казалось, было непоколебимым.
Но в 1546 году, в последний полный год жизни короля, положение Кэтрин оказалось под угрозой. Здоровье Генри угрожающе ухудшилось, а отрицательные качества его личности, его капризность, хитрость и властность, были усилены неохотным признанием собственной смертности. Борьба за будущее Англии велась из-за его больного тела, и его верная жена, которая чувствовала себя в безопасности в его привязанности и отвечала на нее преданностью, оказалась в центре борьбы.
Жестокий бой
История заговоров против королевы была драматически пересказана Джоном Фоксом почти два десятилетия спустя. К тому времени, когда Фокс писал, почти все те, кто близко соприкасался с Кэтрин Парр, были уже мертвы, так что все детали этого не могут быть проверены досконально. Кэтрин никогда не говорила о таких вещах сама. Но несомненно, что ожесточенная борьба между силами религиозной реформы и консерватизма приблизилась к Екатерине вплотную.
Первой мишенью стали дамы из ее спальни, у них искали запрещенные книги, а откровенная поборница Реформации Энн Аскью подверглась пыткам, чтобы заставить ее раскрыть связи с теми, кто служил королеве. Энн пытали на дыбе, но она никого не выдала и ничего не рассказала, в конце концов ее, истерзанную, потерявшую возможность ходить после пыток, привезли к месту казни и сожгли на костре в середине июля 1546 года. Кэтрин поспешно спрятала многие предметы из собственной книжной коллекции, сменила замки на сундуках и ларцах и призвала больного дядю, чтобы поддержать ее в это трудное время.
Генри, безусловно должен был знать взгляды и интересы своей жены. Если верить Фоксу, он находил их все более раздражающими, не столько из-за их содержания, сколько из-за того, что она предполагала противоречить ему публично. И она не зачала, а время шло. Склонность Генри скучать со своими женами через пару лет также могла быть фактором.
Но что бы ни случилось летом 1546 года, их брак не разрушился. Возможно, Генри действительно, как утверждал Фокс, посадил кающуюся Кэтрин к себе на колени и заверил ее в своей любви.
На самом деле он, похоже, стремился загладить свою вину, заказав «всевозможные драгоценности, жемчуг и драгоценные камни… шкуры и меха соболя… для нашей дражайшей жены, королевы». Однако она знала, что ее положение изменилось. После второго медового месяца осенью 1546 года они расстались перед Рождеством. Генриху необходимо было привести свое королевство в порядок и подготовиться к смерти. Нет никаких доказательств того, что Кэтрин когда-либо видела его снова. Ее новогодним подарком принцу Эдуарду был ее портрет с его отцом, красноречивый намек на то, что она надеялась сохранить влияние, которым она когда-то пользовалась.
Генрих умер 28 января 1547 года. Надежды Кэтрин на то, что она станет регентом мальчика-короля, рухнули, когда к власти пришел Эдвард Сеймур. Уже весной 1547 года Кэтрин тайно вышла замуж за младшего брата Эдварда, Томаса, которого она, безусловно, любила, таким образом пара надеялась восстановить контроль над королевскими детьми посредством своего союза.
Брак был бурным. Кэтрин сильно страдала во время тяжелой беременности, так как ее муж откровенно флиртовал с принцессой Елизаветой, которая жила под ее опекой. Она умерла от родильной горячки 5 сентября 1548 года после рождения единственного ребенка, дочери. Это был трагический конец для этой замечательной женщины, которая вдруг обнаружила, что брак с Генрихом VIII опасен, но она намеревалась завоевать его сердце и в этом преуспела вполне...
Спасибо, что дочитали. Это дает стимул для новой работы. Буду благодарен за лайки (ставьте пальцы вверх – так я буду знать, что вам понравилось), за подписку и за ваши комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи: