Розыгрыш призов — это своего рода реклама. Важно не обмануть участников с обещаниями и не сделать из розыгрыша лотерею. За обе ошибки есть штраф. Но мы расскажем, как безопасно провести такую промоакцию.
Что такое розыгрыш
Розыгрыш приза за покупку товара или услуги считается стимулирующим мероприятием. Его не надо ни с кем согласовывать, но при запуске надо соблюсти правила из Закона о рекламе.
Например, мы хотим разыграть игровую консоль среди посетителей квеста. Наша цель — завлечь больше клиентов и заработать деньги. Про розыгрыш мы рассказываем в соцсетях и на своём сайте. Победителем будет считаться девятый клиент, оплативший квест, мы вручим ему приз. Такой розыгрыш — стимулирующее мероприятие, ниже расскажем по пунктам, как его провести.
Если приз получает каждый покупатель, это не стимулирующее мероприятие, требования к рекламе тут соблюдать не надо — письмо ФАС № АК/44977.
Приз за репост, но без покупки — тоже не стимулирующее мероприятие. Но для розыгрыша в соцсетях надо соблюдать их внутренние правила, чтобы не попасть под бан. Например, вот Правила проведения конкурсов и акций Вконтакте, а вот Руководство по промоакциям в Инстаграме.
Ещё не считается рекламой публичный конкурс — это когда приз вручают за лучшее выполнение задания, а не за покупку. Организатор, конечно, отвечает за своё обещание, но требования к рекламе розыгрыша соблюдать не обязан — ст. 1057 ГК РФ.
За рекламой следит антимонопольная служба. Если решат, что розыгрыш обманывает, оштрафуют по п.1 ст. 14.3 КоАП РФ. Физлицам грозит от 2 000 до 2500 ₽, ИП — от 4 000 до 20 000 ₽, компаниям — от 100 000 до 500 000 ₽.
Призом в розыгрыше может быть товар, услуга, деньги, подарочный сертификат или скидка. Есть ограничение: призом за покупку алкоголя может быть только тоже алкоголь. Получается, что такой розыгрыш может провести только магазин с алкогольной лицензией — ч. 5 ст. 21 Закона о рекламе и письмо ФАС № АК/44977.
Способ определения победителя неограничен: подойдёт подсчёт голосов или генератор случайных чисел. Но важно проследить, чтобы розыгрыш не стал похож на лотерею.
Год Эльбы в подарок всем ИП младше 3 месяцев
Получить подарок
Как не сделать лотерею
Лотерея — это когда человек может выиграть приз или деньги по случайному числу с лотерейного билета. Призовой фонд лотереи состоит из денег от продажи билетов. Победитель определяется с помощью лотерейного оборудования, например, лототрона — ст. 2 и 17 Закона о лотереях.
Лотереи могут проводить только государство или компании с лицензией и разрешением от него. Магазины, учебные центры и салоны красоты не могут организовать самодельную лотерею среди своих клиентов. Так государство контролирует азартные игры.
За лотереями следит налоговая инспекция, узнают о них из жалоб клиентов и рекламы. За кустарные лотереи штрафуют по п. 1 ст. 14.27 КоАП РФ: физлиц на сумму от 3000 до 4000 ₽, ИП — от 15 000 до 20 000 ₽, а кампании ещё крупнее — от 250 000 до 350 000 ₽.
Чтобы рекламный розыгрыш не смахивал на лотерею, достаточно не выдавать лотерейные билеты или что-то похожее на них и не формировать призовой фонд из выручки от продаж. А вот элемент случайности в розыгрыше сам по себе не криминален.
Как провести розыгрыш от и до
Этапы проведения стимулирующего мероприятия такие.
Составить правила проведения розыгрыша.
По этим правилам предприниматель разыграет приз, и, если что, разберёт спор с участниками. Мы составили образец для проморозыгрыша приставки за квест.
Образец правил проведения розыгрыша
Дать рекламу розыгрыша.
Реклама розыгрыша должны быть такой, чтобы человек всё верно понял про условия и приз. И обязательно надо включить в текст информацию из ст. 9 Закона о рекламе:
🎁 Какой товар нужно купить и какой приз есть шанс выиграть.
📅 Даты начала и конца розыгрыша — чтобы у покупателей не возникло ощущение, что это постоянная акция.
📲 Ссылку на сайт, где можно посмотреть полный текст правил проведения розыгрыша, количество призов, сроки, место и порядок получения приза. Вместо ссылки можно указать телефон, по которому участнику это все сообщат.
Описание приза в рекламе не должно врать, иначе есть риск антимонопольных проверок. К примеру, в Санкт-Петербурге клиент риелторского агентства пожаловался в ФАС на их промоакцию. В рекламе агентство обещало разыграть квартиру, а оказалось, что победитель получает не готовое жильё, а право по договору долевого строительства. ФАС сочла это обманом и завела на агентство дело — решение № 054/05/5-70/2021.
Вот пример текста рекламы для розыгрыша, который мы составили по требованиям Закона о рекламе:
💣💣💣 Квеструм «Комната» разыгрывает игровую консоль Dendy Classic! С 1 по 30 марта оплати квест «Назад в лихие 90-е» и стань участником розыгрыша. Информация об организаторе, правилах проведения, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения и по ссылке: kvest.komnata/prise.
Последнюю строчку можно напечатать мельче. Главное, чтобы в целом всё читалось.
Разыграть и выдать победителю приз
Дальше разыгрываем приз и определяем победителя, следуя придуманным нами правилам.
Налога с призов дешевле 4000 ₽ нет. Если приз дороже, победитель платит НДФЛ с превышения стоимости, и не простой, а повышенный в 35 % — п. 28 ст. 217 и ч. 2 ст. 224 НК РФ.
Если призом является товар или услуга, победитель разбирается с налогами сам. Если приз денежный, то организатор может взять перевод налога на себя и деньги выдать за вычетом 35 %. Тогда он обязан сдать за победителя декларацию 6-НДФЛ и заплатить налог до 1 июня следующего года.
Эльба — это онлайн-бухгалтерия. Помогает предпринимателям на УСН и патенте вовремя сдавать отчётность и считать налоги без ошибок.
Попробовать бесплатно