Злая сказка про доброго молодца
Объем: 352 страницы
Уверена, все знают, но обозначу, что «Князь Серебряный» принадлежит перу Алексея КОНСТАНТИНОВИЧА Толстого, жившего в царской России и творившего в 19 веке, а не Алексею НИКОЛАЕВИЧУ Толстому, широко известному по произведению «Хождение по мукам» и писавшему уже в веке 20-ом на территории коммунистического СССР. Это важно для понимания авторской позиции и осознания того, насколько наша текущая реальность в состоянии менять восприятие далекого и особенно очень далекого прошлого.
Для любой даже хорошей книги есть свое время. На мой взгляд «Князь Серебряный» стоит прочитать в подростковом (причем в раннем подростковом) возрасте, ибо повествование скорей походит не на исторический рассказ, а на страшную русскую сказку с лихими разбойниками, мстительным недалеким царем, прекрасными Еленами, постоянно находящимися на грани эмоционального обморока и, конечно, простым русским богатырем, готовым отдать жизнь за честь и Родину.
В связи со всей этой неуемной сказочностью воспринимать события в книге как-то серьезно ну очень непростая задачка. И хорошо написанный текст с насыщенным сюжетом в итоге становится в один ряд с былинами о богатырях, Кощеях, волках и царевичах, с той разницей, что в конце нас ждет вполне реалистичная - в духе описываемого времени - Грозная развязка.
Исторические домыслы о диагнозе правящей партии
Правление Ивана Грозного в повествовании хоть и является основой сюжета (история основана на реальных событиях и в ней задействованы реально жившие люди - не последние на Руси парни) играет роль всего лишь колоритной декорации для довольно динамичных приключений Главного Героя, который прям и остер как стрела и в своих убеждениях и в действиях. Исторические личности становятся Персонажами с ярко-выраженными антагонистическими чертами: если Герой хорош, то он хорош и лицом, и помыслами, ну а если плох — то пиши пропало: и бороденка реденькая, и кафтан худо сидит.
Толстой и сам осознает, что личности Героев по большой части им выдуманы и время от времени выдает авторские ремарки:
«Таким предстал ты мне, Никита Романович, и ясно увидел я тебя, летящего на коне в погоне за Малютой, и перенёсся я в твое страшное время, где не было ничего невозможного»
Что касается оценки индивидуальных и даже в некотором роде психологических особенностей самого Ивана Грозного, Автор выписывает версию, наиболее гармонично вписывающеюся в свой рассказ:
«Иоанн был жестоко поражен в своей гордости. Это мучительное чувство отразилось на его приемах»
Лично я не считаю, что человек, наделенный ни чем неограниченной абсолютной властью мог быть поражен в гордости, вряд ли он в принципе увлекался рефлексией и самоанализом (тогда это было не модно). Но мне очень импонирует версия прогрессирующего помешательства, показанная в фильме Павла Лунгина «Царь», где роль Грозного неподражаемо исполнил крайне одиозный артист Петр Мамонов, хотя и прочие актеры там выглядят без преувеличения великолепно.
Поразительно, как удалось снять художественную картину на основе реальных событий, которая была бы настолько реалистически пугающая — это настоящий фильм ужасов, где не надо вводить никаких дополнительных монстров. И такое детям точно показывать не стоит. Для мягкого знакомства с опричниной «Князь Серебряный», пожалуй, действительно идеальный вариант.
«Из церкви почитай не выходит, а губит народ хуже станичников»
С точки зрения увлекательного романа книга, безусловно, удалась. Князь Никита Серебряный будто попадает в некую параллельную реальность, где властвует жестокий правитель и орудуют банды опричников, «наезжая» на простой народ. И читатель вместе с Серебряным в замешательстве следует в сторону Москвы, по дороге вступая в диалоги с местными угнетенными жителями и благородными разбойниками и постепенно шаг за шагом открывая для себя ужасы правления Ивана Грозного.
Каждый вторая фантастическая молодежная книга по сути повторяет этот сюжет, только вместо неадекватного царя обычно выступают какие-нибудь фантазийные королевства, захваченные коварными орками, или планета, находящаяся под властью тоталитарного диктатора.
Так что Толстого вполне можно считать родоначальником «попаданчества», хотя, конечно, Автор все же старался скорей внушить современникам гуманистические идеи, а не просто развлечь описанием множественных казней (которые после «Сердца Пармы» никакого впечатления произвести не могут — отличная книга, кстати).
Кому на Руси жить хорошо?
Текст книги намеренно стилизован и «состарен», так среди вполне себе благозвучного для современного уха текста встречаются каверзные словечки, а иногда и целые монологи (Грозный этим грешит).
«Кори нас в небывалых изменах… я де только по запросу богомольцев беру паки мои государства….выгнал словно животину…»
«Показал он свою службу в ратном деле лучше чем в думном, и прошла про него великая хвала от русских литовских людей»
И если к былинной лексике довольно быстро привыкаешь, то лексика сказочная во вроде как историческом произведении нормально так режет слух:
«Она в отчаяние ударилась оземь», - осталась жива, если что.
«Тут были и тазы литые, который четыре человека с трудом подняли бы за узорчатые ручки, и тяжелые ковши, и кубки, усыпанные жемчугом, и блюда разных величин с чеканными узорами»
«… Сидел князь Никита Романович, скованный по рукам и ногам…»
В общем, того гляди серый волк появится. Но увы. Хотя удалой разбойник Кольцо (он же Перстень) вполне себе подходит на роль сказочного помощника — этакий кентавр, слепленный из конька-горбунка и парней из ларца, который силой смекалочки (и обычно чужими руками) перманентно обводит недалекого царя и его опричников вокруг пальца и неизменно остается в выигрыше, хотя все вокруг давно посажены на кол.
Есть еще занятная аллюзия на избушку на курьих ножках. В «Серебряном» распределительную функцию бабы Яги выполняет мельник, именно к его мельнице подтягиваются все персонажи, в основном, чтобы рассказать о своих намерениях, узнать, что им предписано по сценарию делать дальше и разжиться волшебными корешками. Мельник естественно плохо кончит, хотя хеппи енда, несмотря на вопиющую сказочность, никто особо и не ожидал.
Плененный русский медведь
Что Толстому удалось великолепно, так это животные олицетворения. Например, в тексте то и дело вваливаются классические русские медведи: поруганный, плененный медведь в Слободе, которого держат на цепи при дворе для кровавых развлечений, деревня Медведевка, которую опричники подвергают разорению, прочие медвежьи эпитеты, колоритно подчеркивающее и время, и место действия.
«Серебряный не раз ходил на медведя один на один, эта охота была его забавой»
«Жили-жили в лесу - да и нажили медведя»
Прекрасный метафоричный ход с бежавшей (вернее слетевшей) с жестокой царской соколиной охоты непокорной хищной птицей. Здесь Толстой практически пересказывает через историю с соколом судьбу самого Серебряного, и не дочитав до конца мы уже знаем, что выберет Никита между сердцем и долгом.
Встречаются прям очень интересные наполненные метафоры:
«Выражение лица его совершенно изменилась. Так изменяется здание после пожара»
«Осетры и шевриги были так надрезаны, так посажены на блюда, что походили на петухов с простертыми крыльями, на крылатых змеев с разверстыми пастями», - после описания пира Автор без предисловий обращается к смакованию казней, и это отсутствие перехода звучит громче и отчетливее, чем бесконечные и по сути не играющие никакой значимой роли диалоги Персонажей.
Резюмируя, эту книгу стоит прочитать в школе. Если по какой-либо причине в 12-13 лет из вашего списка чтения на лето, как у меня, бесследно выпал «Князь Серебряный» - не преследуйте его. Его время и место там — в руках и голове подростка. И подростку эта история обязательно понравится. И уверяю, это не тот пробел, который обязательно нужно заполнять в сознательном возрасте, особенно, если Вам уже понравился фильм «Царь».
Приятного чтения!
Все рецензии в удобной для Вас соц сети: ВКонтакте! и в Инстаграмм!
#литература #алексей толстой князь серебряный #русская книга #саморазвитие #ячитаю #книжный блог #детская литература #русская классика