Найти тему
Иван Ключкин

Военные вертолеты. Что это?

Военный вертолётвертолёт военного предназначения[1][2].

В зависимости от образца, военный вертолёт может являться либо модификацией гражданской версии[3], либо специально сконструированной машиной, предназначенной исключительно для ведения боевых действий.Классификация[править | править код].Bертолет – летательный аппарат (ЛА), у которого подъемная и движущая сила для горизонтального полета создаются одним или несколькими несущими винтами (НВ). Вертолет может совершать вертикальный взлет и посадку, неподвижно «висеть» в воздухе, перемещаться вдоль и поворачиваться относительно любой оси. При отказе двигателей вертолет продолжает полет со снижением и осуществляет посадку на режиме авторотации винта.

Boeing CH-47 Chinook — тяжёлый транспортный вертолёт

Ка-31СВ — специальный разведывательный вертолёт ДРЛО для поиска надводных целей

Военные вертолёты делятся на следующие категории (в русской военной терминологии)[1][2][5][6]:

  • вертолёты огневой поддержки (ударные) — предназначены для подавления и уничтожения наземных подвижных и неподвижных целей противника и для уничтожения бронетехники (танки, БМП, БТР, бронеавтомобили и т.д.);
  • противолодочные вертолёты — для поиска и уничтожения подводных лодок.
  • транспортно-боевые — транспортные вертолёты имеющие вооружение и предназначенные для перевозки грузов, высадки десанта, а также для оказания огневой поддержки наземным войскам. Также применяются определения как многоцелевые или общего назначения.
  • транспортные — для перевозки грузов и высадки десанта. Также применяются определения как: транспортно-десантные или десантно-транспортные. Не имеют вооружения.
  • специальные — вспомогательные вертолёты предназначенные для боевого и тылового обеспечения
  • воздушный минный заградитель — для выброски с воздуха противотанковых и противопехотных мин;
  • установщик помех — для защиты фронтовой авиации от ПВО противника и для ведения радиоэлектронной борьбы;
  • вертолёт-кран — для перевозки крупных грузов на внешней подвеске;
  • тральщик морских мин — для разминирования акваторий;
  • разведывательный (аэрофотосъёмка);
  • разведывательный (ДРЛО);
  • заправщик и транспортировщик топлива — для перевозки и заправки топливом боевых машин и автомобильной техники;
  • радиационно-химический разведчик — для выявления радиационного и химического заражения местности;
  • артиллерийский корректировщик — для осуществления артиллерийской разведки;
  • постановщик дымовых завес — для создания вертикальных дымовых завес маскирующих войска от огня и наземного наблюдения противником;
  • поисково-спасательный — для выполнения поисково-спасательных действий;
  • воздушный командный пункт (штабной вертолёт) — воздушный узел связи для командиров соединений;
  • воздушный госпиталь — для эвакуации раненых и оказания первой медицинской помощи;
  • учебно-тренировочный — для подготовки и обучения лётного состава;
  • У вертолетов много преимуществ по сравнению с самолетами, но характеристики их гораздо более скромные: максимальная скорость – до 350 км/ч; дальность полета – до 800 км; потолок – до 6 км; полезная нагрузка – до 25 т.

Сначала в вертолетостроении впереди шли США. В значительной мере это стало возможным благодаря нашему соотечественнику Игорю Ивановичу Сикорскому (6 июня 1889 года – 26 октября 1972 года) – создателю знаменитого самолета «Илья Муромец», эмигрировавшему во Францию в 1918 году, а затем, в 1919 году – в США.

Первое поколение вертолетов – машины с поршневыми двигателями. Второе поколение – вертолеты с газотурбинными двигателями. Третье поколение – постройка специализированных машин. В этом аспекте американская фирма «Боинг-Вертол» начала строить тяжелый транспортный вертолет «НLН» (Heavy Lift Helicopter) грузоподъемностью 20,5–22,5 т с радиусом действия 37–46 км, но в середине 1970-х годов по причине превышения лимита стоимости проекта «HLН» программа была свернута. «HLН» так и не оторвался от земли. Вместо него военные купили вертолет фирмы Сикорского S-80 с грузоподъемностью до 14,5 т.

В 1977 году в нашей стране был создан вертолет Ми-26 «Halo» с грузоподъемностью 22 т (82 десантника). Это флагман вертолетов на всех авиационных парадах, но был у нас и более грузоподъемный вертолет. Это разработанный М. Л. Милем В-12 (Ми-12). В 1969 году В-12 поднял на высоту 2250 метров груз весом 44 205 т. Зарубежные СМИ, увидев его под Парижем в 1971 году писали: «Зрелище вертолета В-12, величественно плывущего над Ле Бурже при удивительно низком уровне шума, несмотря на свою мощность 26 000 л. с., запрятанную в двигательные гондолы, заставляет задуматься: неужели почти все вертолетостроение шло по неправильному пути около двух десятков лет».Первым отечественным ударным вертолетом третьего поколения стал Ми-24 «Лань». Сейчас его часто обозначают как Ми-35. Неофициальное название Ми-24 – «Крокодил».

-2

Из семейства «Ка» наиболее освоенным сейчас является двухместный Ка-52 («Аллигатор»). Одноместный Ка-50 («Черная акула»), предшественник Ка-52, первую проверку боем проходил в «горячей точке» бывшего Союза.Отсюда напрашивается вывод, что Ка-50 и, конечно, Ка-52 могли бы активно использоваться на горных театрах войны. И действительно, в СМИ после 2015 года появились сообщения, что «аллигаторы» успешно работают в Сирии, причем, – без потерь.

-3

Соосная схема вертолета всегда интересовала американцев. Фирма «Сикорский» провела исследование соосной схемы, построив пробную модель S-69. На ней американцы достигли скорости 487 км/ч, но это сопровождалось многими конструктивными недостатками, и S-69 в серию не пошел. Монополия на соосные вертолеты осталась у русских. Здесь уместно заметить, что только твердость характера Николая Ильича Камова дала нашей стране замечательное семейство соосных вертолетов. Трудностей на пути конструкторской деятельности коллектива Камова было чрезвычайно много, но это другая тема. Сейчас на смену Ка52 идет Ка-58 «Черный призрак».