Молодой художник Чарлз Элтимонт Дойл был слишком беден, чтобы держать прислугу. Всю тяжелую домашнюю работу миссис Дойл, урожденная Фоли, делала сама. Выгребая золу и начищая каминную решетку, она, чтоб не терять времени даром, беседовала с сыном — Артуром. Чаще всего разговоры шли о геральдике. Гордая Мэри, чей род уходил корнями в XIV столетие, учила ребенка отличать графскую корону от герцогской, а льва от львиного леопарда.
А заодно внушала мальчику средневековый кодекс поведения: "Бесстрашие перед сильными, смирение перед слабыми. Быть рыцарем со всеми женщинами, невзирая на происхождение. Подавать помощь нуждающемуся, кем бы он ни был. И тому порукою — слово рыцаря. "
Этот многократно повторенный урок матери Артур запомнил на всю свою жизнь.
Гораздо меньший след в душе Артура оставила учеба в иезуитском колледже Стонихерст. Мальчик занимался весьма прилежно, но так и не смог отдать предпочтение ни одной из изучаемых там наук.
В результате, дальнейшую судьбу Дойла пришлось решать матери. Это ей пришла в голову мысль о медицине и Эдинбургском университете. Миссис Дойл казалось, что диплом врача обеспечит сыну достойное место в обществе и прочное материальное положение.
Но... как вскоре выяснилось, само по себе медицинское образование не решало многих проблем. Купить практику у уходящего на покой врача Дойл не мог — в семье совершенно не было денег. Оставалось одно — нанять квартиру, повесить табличку "Д-Р ДОЙЛ" и ждать... Ждать, когда какой-нибудь местный житель отважится обратиться к неопытному врачу...
Пациенты не тревожили дверного звонка, и у Артура было достаточно времени для размышлений. Плодом их оказалась повесть "A Study in Scarlet" ("Этюд в багровых тонах") — книга, в которой читатели впервые знакомятся с сыщиком-консультантом Шерлоком Холмсом и его неизменным другом доктором Ватсоном.
Повесть была опубликована в 1887 году в рождественском сборнике "Битонз Крисмас Эньюэл" (Beeton's Christmas Annual), Дойл получил за публикацию скромный гонорар в 25 фунтов.
Судьба Дойла была решена. Отныне он — создатель знаменитого героя английской литературы, героя, который станет его вторым "я" и будет преследовать автора до самых последних дней.
Правда, в те счастливые времена Дойл не осознавал серьезности положения. С легким сердцем он взялся за создание серии рассказов о Шерлоке Холмсе. Писатель полагал, что эта "безделка" немного укрепит семейный бюджет и даст возможность засесть за сочинение исторического романа.
Если бы Дойл знал, насколько он ошибался! "Мику (или Михея, Майка, Майкаха) Кларка" и даже любимый им "Белый отряд" читатели приняли весьма спокойно. Они хотели одного — Шерлока Холмса. И чем больше, тем лучше!
В конце концов, писателю надоело. Какой-то сыщик-консультант отрывает его от сочинения серьезных книг! Больше того, к нему самому уже стали обращаться "мистер Холмс"! Спасибо за честь, но он в отличие от Шерлока знает, что Земля круглая и не имеет привычки хранить сигары в угольном ведре!
"Хватит!" — решил однажды Дойл и, чтоб навсегда избавиться от знаменитого сыщика, утопил его в Рейхенбахском водопаде.
«Вы — скотина!» — писала Дойлю одна читательница, глубоко возмущенная гибелью Холмса и прекращением его приключений.
Лучше бы писатель этого не делал! Стол Дойла оказался погребен под письмами и телеграммами, в которых читатели умоляли автора воскресить полюбившегося им героя. А все клерки Лондона по случаю смерти сыщика демонстративно оделись в траур.
И Артур Конан Дойл сдался. Холмс вышел невредимым из схватки с королем преступного мира профессором Мориарти и вновь обосновался в своей квартирке на Бейкер-стрит. Знаменитый сыщик вернулся, но неприязнь к нему автора осталась.
В рассказе «Пустой дом» (1903) Дойл воскресил Холмса. Приключениям Шерлока Холмса Конан Дойл посвятил 56 рассказов и 4 повести. Последние из них появились в 1927 году.
Особенно раздражали писателя намеки на то, что свой рыцарский титул он получил "вместо" Шерлока Холмса. Тут сэр Артур Конан Дойл начисто терял присущее ему чувство юмора.
И действительно, это было немного слишком. Кто спорит, мистер Холмс вел себя поистине безупречно. Но у его создателя была своя, не менее достойная уважения, жизнь. И проводил он ее, между прочим, не только за письменным столом...
Едва началась англо-бурская война, Дойл, забросив рукопись очередного исторического романа, отправился в Южную Африку, на фронт. Он полагал, что человек с несокрушимым здоровьем и дипломом врача должен быть там, где под палящим солнцем умирают от ран и болезней солдаты.
А сколько людей были обязаны Дойлу своим спасением в мирное время! Биографам писателя хорошо известны два имени — Джордж Идалджи и Оскар Слейтер. На то, чтобы вырвать этих джентльменов из рук зарвавшегося правосудия, Дойл потратил несколько лет. Ради них он сам превратился в Шерлока Холмса. Не считаясь ни с временем, ни с затратами, писатель ездил по стране, встречался со свидетелями, рылся в архивах и доказал, в конце концов, что в тюрьму попали не садисты, не убийцы, а обыкновенные жертвы судебной ошибки...
Современников восхитило поведение Дойла — ведь сначала "преступники" не были ему даже знакомы. И на сэра Артура посыпались письма с просьбой распутать очередное дело и спасти невинного человека. Дойл ни в коем случае не считал себя сыщиком, но иногда у него просто не хватало духу ответить отказом...
Впрочем, обо всем этом мы толком еще ничего не знаем. Потому что архив писателя — двадцать огромных ящиков — до сих пор почти не опубликован. И можно только гадать, о чем писали сэру Артуру Уинстон Черчилль, Теодор и Франклин Рузвельты, английский король Эдуард VII. А вдруг и они просили Дойла начать какое-нибудь расследование?
Авторы текста: Надежда Воронова, Елена Чудинова
Посмотрим на диафильмы по рассказам Дойла. Среди них тоже царит знаменитый сыщик мистер Холмс. Из более крупных форм экранизации удостоился только фантастический роман "Затерянный мир". Но такой дисбаланс никого не расстраивает, ведь мы, поколение за поколением, в отличие от автора, любим Шерлока Холмса!
- Образ Холмса, созданный художником Климентом Сапегиным.
Голубой карбункул / Конан Дойль; худож. К. Сапегин.- Москва : Диафильм, 1972.- 1 дф. (58 кд.)
Пестрая лента / Дойль А. К.; Худож. Сапегин К.- Москва : Диафильм, 1964.- 1 дф. (51 кд.)
Союз рыжих / Дойль А. К.; Худож. Сапегин К.- Москва : Диафильм, 1967.- 1 дф. (45 кд.)
- Образ Холмса, созданный художником Григорием Сояшниковым.
Пляшущие человечки / Дойль К.; Худож. Сояшников Г.- Москва : Диафильм, 1989.- 1 дф. (51 кд.)
- Образ Холмса, созданный художником Евгением Мешковым.
Пляшущие человечки / Дойль А. К.; Худож. Мешков Е.- Москва : Диафильм, 1972.- 1 дф. (51 кд.)
- Владимир Шевченко и его "Затерянный мир"