После переделки своего велосипеда под электротягу, и осмысления процесса, возникло понимание того, каким должен быть хороший электровелосипед.
После первых минут езды по грунтовке, ощущаешь мощь, которую не используешь, потому что вынужден ограничивать скорость, а кони, буквально, "просятся в полет". К тому же на дорогах в городе у меня появились новые враги - лежачие полицейские, почему они сделаны так, что на любой скорости ты ощущаешь удар? По песчаной дороге могу ехать быстро, только пыль столбом, но приходится крепко держать руль, он как мог зарыться в песок, так и зарывается. К тому же, по городу захотелось спокойно лавировать в потоке машин, как мотоцикл, а за городом забраться на песчаную гору, идти по следу квадроцикла, вжигать километров сорок в час по проселочной дороге - чисто для души.
Если сложить все вместе, становится понятно, каким должен быть хороший электровелосипед. Общий момент, это то, что имеет смысл электровел построить на базе фэтбайка. Толстые колеса позволят уверенно двигаться по песку, проселочной дороге, лежачим полицейским, и без проблем выдержат возросшую нагрузку на ходовую. Платой за удобство будет сокращение пробега, но для больших расстояний можно брать с собой несколько аккумуляторных батарей.
Чтобы снизить вибрационную нагрузку, АКБ лучше размещать по центру. Здесь есть несколько вариантов. Довольно часто батарею ставят внутрь рамы. Но если это достаточно емкий Hailong Dolphin, он будет весить около 6 кг в большом пластиковом боксе, и крепиться на тонкую раму. Будет болтаться, а если упасть, то вообще отломится.
Есть вариант возить аккумулятор в сумке под рамой, но очевидно его будет не удобно доставать. Чтобы подзарядиться придется или велосипед затаскивать в помещение, или провод тянуть, что не удобно.
Еще можно разместить аккумулятор за стойкой седла. Это вариант понравился больше всего.
- Аккумулятор удерживается со всех сторон рамой велосипеда
- Есть ручка чтобы вынимать АКБ
- Из минусов, при съеме АКБ, седло придется вынимать, или использовать специальное седло, которое может откидываться вперед
- Вертикальные боксы аккумуляторов разных размеров подходят под одно посадочное гнездо, они взаимозаменяемы.
- При переноске велосипеда, возможно, не так удобно будет ухватиться за стойку сиденья, тогда, потребуется ручка.
Обязательный момент для электровелосипеда, это крылья. Электровелосипед - это скорость, а на скоростях выше 30 км/ч без крыльев по мокрой дороге, образуется облако грязных брызг, которые попадают в лицо, поэтому крылья должны быть хорошие, прочные, надежно прикрывать колесо. Дешевые варианты с креплением на подседельный штырь не годятся.
Еще амортизатор. Во всех случаях будет совсем не лишний. В городе это если спрыгнуть с бордюра, проехать по лежачему полицейскому, по проселочной дороге, для того чтобы держать высокую скорость, ну а если горки, бездорожье, тем более лишними не будут. Есть подозрение что толстые шины фэт-байка со всем этими нагрузками не справятся идеально, ведь не спроста на мотоциклы ставят амортизаторы.
Как ни странно, готовой модели с правильным размещением батареи и амортизатором, я не обнаружил, но нашел подходящую велосипедную раму. Что как бы дает задел на то, чтобы однажды претворить в жизнь свои идеи.
На алиэкспресс есть модели электрофэтбайков с амортизаторами, но они не выдерживают критики по разным параметрам, например, складная рама не подходит для езды по бездорожью. Спрятать аккумулятор внутрь рамы красивая идея, но большой аккумулятор туда не влезет, а дополнительный аккумуляторный бокс оригинальной конструкции достать будет не реально. Вообще, к предлагаемым моделям много претензий. Конечно инженерные решения это всегда компромисс, но мы имеем дело со случаем, когда в процесс бесцеремонно вмешался маркетинг.
Опишу каким, на мой взгляд, должен быть электрофэтбайк для различных целей:
Езда в городе. Это постоянные торможения-ускорения, плохая дорога - выбоины, полицейские, хреновый ямочный ремонт. Очевидно, будут не большие пробеги, и возможность добраться до дома. Город, это приличные скорости, если вы не хотите постоянно жаться к обочине, а спокойно перестраиваться в потоке машин, то надо уверенно разгоняться до 70км/ч. Это все накладывает требования на трансмиссию, ходовую и двигатель велосипеда.
- Двигатель. Определенно, должен быть двигатель от 1500W прямого привода, установленный в заднее колесо. Можно установить и в каретку, тогда потребуется усилить цепь и крепление заднего переключателя. Есть особенность, редукторные мотор-колеса лучше тянут на низких оборотах, моторы прямого привода на высоких. Но даже мощный редукторный мотор в MXUS XF19R, 1000 Вт не обеспечит скорость в 70км/ч. С разогнанной батареей, будет около 50 км/ч.
- Батарея. Очевидно, придется повысить напряжение батареи до 60V, например, 16s5p, и вливать в двигатель по 2 киловатта мощности.
- Контроллер. Должен выдавать по 45-50 ампер в пике.
- Тормоза. Только гидравлические дисковые! Дисковая механика тормозит ощутимо хуже и требует регулярной настройки. Более того, желательно установить тормозной диск большего диаметра.
- Трансмиссия. Самая большая из возможных передних шестеренок, на 52 зуба. На задней кассете достаточно трех скоростей. Передний переключатель не нужен.
- Указатели поворота. Передние и задние, как на мотоцикле.
- Зеркала. Обязательно.
- Усилители дропаутов. Обязательно. Мотор в 1500W может легко сломать или провернуть дропаут, и вы упадете с велосипеда на скорости 70км/ч
- Противоугонная система. Кроме мощного троса или цепи, есть еще электросигнализации для велосипеда с обратной связью.
Езда по проселочным дорогам. Это длительные поездки на скорости около 40 км/ч по неровностям, в дали от населенных пунктов и транспорта. Вполне справится редукторный мотор, но также необходима возможность доехать на педалях. Потребуется емкая батарея.
- Двигатель. Подойдет 500-750W. Мне понравился MXUS 15R. Максимальные обороты 425 rpm. Момент 58 Nm.
- Батарея. Желательно емкая, или брать с собой замену. Увеличить напряжение до 52V, 14s7p
- Контроллер. Подойдет стандартный, на 22А
- Тормоза. Придумали трусы. Пусть будут оригинальные
- Трансмиссия. Требуется возможность доехать на педалях, а с учетом тяжелых колес и плохой дороги, потребуется пониженная скорость на передней шестерне.
- Усилители дропаутов. Желательны.
- Противоугонная система. Достаточно длинного тросика с кодовым замком, чтобы не таскать с собой ключи, когда купаться пойдете.
Езда в гору и по бездорожью. Я в непосредственной близости от своей дачи знаю две горки, где можно с удовольствием покататься. Подняться, спуститься, а потом еще по целине разогнаться. Очевидно, потребуется полный привод, хорошие тормоза, шипованная резина на зиму.
- Двигатель. Можно поставить в спереди и сзади по 500W мотору. Возможно, отдать предпочтение более тяговитой модели.
- Батарея. Емкая на 48-52V.
- Ходовая. На зиму использовать шипованную резину. А если учесть что замена резины на фэтбайке требует усилий, представьте себя с велосипедом в очереди на автомобильный шиномонтаж! А еще надо будет не просто ослабить крепления и вытащить колеса из дропаутов, а снять усилители. Очень неприятная процедура, гайки усилителей дропаутов крепятся в неудобном месте.
- Трансмиссия. На передней шестерне потребуется пониженная скорость.
- Усилители дропаутов. Обязательно передние и задние.
Вот такие соображения. Тогда спрашивается, почему большинство моделей на рынке сильно отличаются от преложенного выше описания? Дело в том, что в процесс вмешивается маркетинг, и из желания больше продать и лучше заработать, сильно искажает действительность. К тому же, электровелосипеды это относительно новый товар, при продаже которого, во многих случаях работает "вау" фактор. Многим хочется, а хорошая вещь стоит денег, которые не у всех есть.
Вот и продаются маломощные моторы 250W, под предлогом того, что не нарушаешь закон и не остановит ДПС, хотя практика такова, что и с мотором в 3000W ты полиции не интересен. Продаются недорогие киты для самостоятельной электрификации велосипедов, а также дешевые модели велосипедов, электрифицированные при помощи таких китов. Есть велосипеды с похожими характеристиками, но фирменно и красиво оформленные - люди покупают фантики. Можно встретить монстров, которые больше напоминают мотоцикл, чем велосипед - это для состоятельных парней. Все это говорит о том, что рынок электротранспорта молодой и будет расти.