В последнее время стоит только кому-то заикнуться о доминировании, его тут же закидывают тапками и тухлыми помидорами. "Собаки не волки, вожак им не нужен!!! Навязли в зубах эти вожаки! Межвидового доминирования не существует! Воспитывать нужно только на положительном подкреплении!!!"
А вот тут-то, друзья, и кроется ошибка. Зачем мешать в одну кучу крокодилов с ананасами? Доминирование совершенно не синоним прижиманий к полу и встряхиваний за шкирку.
Доминирование (от лат. dominary — преобладание) — главенствующее положение над другими субъектами, - такое определение даёт словарь Даля. В самом по себе главенствовании ничего плохого нет. Всё остальное - суть методы воспитания, и мы сейчас не о том, какие из них лучше, а какие хуже.
Поэтому, чтобы у нас не было трудностей перевода, давайте-ка заменим слово "доминирование" на "ответственный контроль", а слово "вожак" (мне оно тоже режет слух) на "главный субъект" и посмотрим, что у нас получится.
Итак, вы завели собаку и начинаете строить с ней отношения. Могут ли это быть отношения на равных?
Собака достается нам без "заводских настроек", и наша задача - воспитать из нее достойного члена общества. Если вы не проживаете с собакой в глухом лесу и хотя бы иногда выходите с ней в люди, иметь дело с вашей собакой должно быть приятно не только вам. Поэтому вы обучаете собаку правильному поведению, и контролируете потом на протяжении всей собачьей жизни. Значит, приятельскими ваши отношения с собакой назвать уже нельзя, поскольку ваши отношения изначально неравноправны: есть главный субъект - вы, и есть субъект подчинённый - ваша собака.
Точно так же с детьми - вам ведь не придёт в голову отпустить трёхлетнего ребёнка одного погулять по городу? Наверняка вы возьмёте чадо за руку и пойдёте гулять вместе, попутно объясняя, что такое хорошо, и что такое плохо. То есть будете обучать и контролировать. Главным в вашей паре будет взрослый. И это нормально.
Собаки - те же дети, только зубы у них острее. Человеческий малыш вырастет и станет гулять самостоятельно, а собака останется вечной "трёхлеткой", за поступки которой отвечает хозяин, то есть вы.
Таким образом, мы с вами видим, что ничего ужасного в доминировании над собакой быть не может, если не подменять понятия и не считать доминирование синонимом слов "подавление" и "жестокое обращение".
Та же история с "вожаком". "Вожак" - это не Акела в стае (у людей всё-таки семья, а не стая), а главный субъект в паре "человек и собака", наставник и контролёр. Статус главного субъекта совершенно не мешает хозяину любить своего питомца и относиться с уважением к пёсьей личности. Но жизненно-важные решения всё-таки остаются за человеком:
- Что собака будет кушать и в каких количествах?
- Где, как часто и как долго собака будет гулять?
- Когда собаке следует посещать ветеринара, и можно ли кусать
ветеринару руки? - Можно ли собаке бросаться за кошкой через проезжую часть и облаивать велосипедистов?
- Можно ли питомцу подбирать с земли всё, что кажется хотя бы условно съедобным?
Хозяин йорка (а отнюдь не сам йорк) должен решать, стоит ли йорку знакомиться с овчаркой. Хозяин овчарки в свою очередь решает, можно ли ей попробовать подбежавшего йорка на зуб, а не оставляет это решение за собакой.
Каким образом хозяин будет добиваться от своей подопечной собаки правильного поведения в той или иной ситуации - уже другой вопрос. Методы обучения и контроля вы выбираете сами, в соответствии со своими жизненными установками и характером вашей собаки.
В данной статье я не выступаю ни как адепт школы бесконфликтной дрессировки, ни как поклонник многим ненавистного "механического" подхода. Методы могут быть разные. Иерархия человеко-собачьих отношений от этого не меняется - человек в паре остаётся главным субъектом, собака - субъектом подчинённым. Любимым, но всё равно подчинённым. По-другому просто неприемлемо.
У меня две собаки, и я всем говорю, что Найда у меня "солдат Джейн", а Юта - "булочка сладкая". Девчонки совершенно разные по характеру и темпераменту, с разным жизненным опытом. И, соответственно, подход к воспитанию и дрессировке я выбираю для них разный. То, что работает с Найдой, не подходит Юте, а то, что хорошо для воспитания Юты, Найда может не воспринимать.
Но, независимо от того, как именно я добиваюсь результата со своими собаками, я остаюсь для обеих "главным субъектом", расставляю границы дозволенного, обозначаю возможности и запреты. Это необходимо для того, чтобы собаки чувствовали себя уверенно и комфортно, зная, что за спиной у них есть константа - хозяйка, которая устанавливает правила. Когда правила установлены, мир становится понятнее и безопаснее. А ощущение безопасности - одно из главных составляющих счастья и комфорта любого живого существа.
Благодарю, что дочитали статью до конца! Вы всегда можете задать свой вопрос и предложить тему для следующих публикаций!
Ваши Ася, Найда и Юта