Найти в Дзене
Миллиард Татар

«Самое страшное событие в истории для наших мусульман – падение Булгара»

Оглавление

Круглый стол «Миллиард.Татар» - «Традиции ислама в Поволжье: тексты и идеи». Часть 2

Накануне старта торжеств, посвященных 1100-летию со дня принятия ислама Волжской Булгарии, «Миллиард.Татар» инициировал тематические обсуждения вместе с экспертами. Первый круглый стол нашего проекта был посвящен традиции ислама в Поволжье. Исследователи Ильдар Шафиков и Ильяс Мустакимов в ходе общения назвали два главных исторических источника, через призму которых следует рассматривать историю ислама в нашем регионе. Первая часть здесь

Участники

Ильдар Шафиков –   исследователь-краевед 
Ильяс Мустакимов – ведущий научный сотрудник Национальной библиотеки РТ.
Арслан Минвалеев – модератор, участник проекта «Миллиард.татар»

...

И.Ш. Второй момент: есть падение Булгара. Сам Чингисхан в сборник приходящее явление. Потому что, если в XVII веке это масштабная фигура, в конце XVIII века получается, что Чингисхан чуть ли не был современником Надир-шаха и Тамерлан его даже убил, по-моему.

И.М. Он еще и враг ислама.

И.Ш. Да, еще и враг ислама. Поэтому здесь происходит переоценка ценностей. Третье это переход и преемственность между Булгаром и Казанью. И разгром Булгара в этой системе координат просто в разы эпичней, масштабнее и сложнее, чем взятие Казани.

А.М. То есть самое страшное событие в истории – падение Булгара?

И.Ш. Да.

А.М. То есть уничтожение Булгарского государства?

И.М. Да. Но это была не трагедия. Это было во благо. Аксак Тимур…

А.М. Поправил неправильных мусульман?

И.М. Да, жестко поправил.

И.Ш. Причем, опять-таки, это официальная версия. Учитывая полемику Амирхана, мы с вами понимаем, что текст «Таварихы Булгария» был доминантный, и более того доктринальный. Контекст говорит о том, что его товарищи с муфтиата (Оренбургское магометанское собрание – ред.) писали. По крайней мере люди ассоциированные с ним. Та традиция, которая была на земле, ее не приняла.

Она восприняла ту часть, которая говорила, что наш ислам от сахабов, то, что нашему сердцу хорошо. А ту часть про 5 намазов и ту часть про то, что в деревенских мечетях начали читать пятничный намаз – это нет.

Переходя в более объективное русло – в российском законодательстве было две категории мечетей – 5-временная и соборная мечеть. Изначально предполагалось, объяснение такое, что 5-временная мечеть — это мечеть, где имам незаконный. То есть он не избран и не получил соответствующего указа.

...

Весь текст круглого стола ЗДЕСЬ