Найти тему

Как продавать на Озоне товары и услуги

Оглавление

Старейшим маркетплейсом в России считается Озон. Он был создан ещё в 1998 году как книжный онлайн-магазин. Сейчас на его витрине можно увидеть практически всё. Кроме запрещенных законом есть небольшой список товаров, которые здесь нельзя продавать, например:

  • живые животные и растения,
  • электрошокеры,
  • газовые баллончики,
  • ртутные термометры,
  • продукты, кроме полуфабрикатов, консервов, кондитерских изделий и напитков с температурным режимом хранения от 17 до 24 градусов Цельсия.

!

Регистрируйте ИП бесплатно в сервисе Контура и получите год Эльбы в подарок

Кто может работать на Озоне

Партнёрами маркетплейса могут стать только юридические лица или ИП. Самозанятым доступ на площадку пока закрыт. Система налогообложения — ОСН или УСН.

С недавних пор на Озоне можно продавать не только товары, но и услуги. Например, это обучающие курсы, онлайн-кинотеатры, подписка на музыку, книги, консультации.

Как зарегистрироваться

На странице регистрации Озона введите свои данные. После подтверждения электронной почты завершите регистрацию. Здесь вы можете выбрать, что хотите продавать: товары или услуги. Если собираетесь работать и с товарами, и с услугами, создайте два личных кабинета.

Чтобы активировать аккаунт, заполните все поля и загрузите документы. Для ИП это:

  • свидетельство ОГРНИП или лист записи ЕГРИП,
  • свидетельство ИНН,
  • паспорт.

Через один день от маркетплейса придет уведомление об активации. На следующем шаге изучите и примите оферту. Соответственно, для продавцов товаров и продавцов услуг они будут разными.

После активации аккаунта можно формировать карточки товаров. Карточка — страница на сайте с описанием товара, его изображением, характеристиками. Озон требует, чтобы фотографии были цветными и качественными, На них нельзя размещать рекламу, другие товары, цены. В описании не может быть ссылок, грамматических ошибок. После прохождения модерации товар можно поставлять на склад.

Две схемы работы

Озон использует две схемы работы с поставщиками товаров:

  1. FBS (Fulfillment by Seller) – отгрузка со склада продавца. Собранный и упакованный товар вы самостоятельно доставляете покупателю или передаете на склад маркетплейса для дальнейшей доставки.
  2. FBO (Fulfillment by OZON) – отгрузка со склада маркетплейса. Просто передаете весь товар на склад Озон. Хранение, сборка, доставка, обработка возвратов — силами маркетплейса.

Раньше при второй схеме работы был обязателен электронный документооборот (ЭДО). С августа 2021 года вы можете обойтись без него, если не торгуете:

  • ювелирными изделиями,
  • маркированными товарами,
  • крупногабаритными товарами.

Но тогда вы лишитесь закрывающих документов — маркетплейс не будет подписывать их на бумаге. Поэтому ЭДО лучше подключить. Выберите, что вам больше подходит: СФЕРА Курьер или Контур.Диадок.

Как оформлять документы и получать деньги

Отчетный период по договору — 1 месяц. После его окончания в течение 5 календарных дней в личный кабинет вам придёт отчёт о реализации товара, УПД-1 и другие документы.

У вас есть 5 рабочих дней, чтобы подписать документы или при необходимости отправить протокол разногласий. Если вы не успели ответить, отчеты считаются подписанными. Поэтому вовремя реагируйте на сообщения от Озона.

Выплаты поставщикам маркетплейс проводит два раза в месяц: до 25 числа за первую половину месяца и в течение 10 календарных дней после согласования документов.

Покупателями на Озоне могут быть физические лица и юридические лица. Если вы плательщик НДС и продаете товар юридическому лицу, маркетплейс выставляет счет-фактуру покупателю от вашего имени.

Комиссия маркетплейса

Вознаграждение на Озоне складывается из:

  • комиссии за продажу,
  • вознаграждения услуг площадки.

Комиссия за продажу товаров — от 4 до 15%, при этом для каждой группы товаров есть минимальная комиссия.

Услуги площадки — это:

  • Сборка товара. Вы заплатите от 30 до 150 рублей, если продаете со склада маркетплейса. Отгрузка со своего склада в пункт приемки обойдется 45 рублей за одно отправление.
  • Доставка товара между кластерами (магистраль) – от 5 до 500 рублей.
  • Озон разделил территорию доставки на кластеры, объединяющие один или несколько складов, сортировочный, распределительный центры.
  • Доставка товара до покупателя — 4,4% от цены товара. При схеме работы FBS — от 20 до 200 рублей, FBO — от 20 до 120 рублей.

Если покупатель не выкупил товар, стоимость доставки до покупателя не начисляется, но придется оплатить обработку невыкупа и обратную доставку.

Хранение товара при первой поставке на склад Озон в течение 30 дней будет бесплатным. Дальше придется платить по тарифу, который зависит от оборачиваемости товара. Чем дольше на складе будет оставаться лишний товар, тем дороже обойдется хранение.

Что ещё нужно учесть

Озон может менять условия работы. За 14 дней (в некоторых случаях — за 7 дней) до начала работы по новым правилам вам придет уведомление в личный кабинет и на электронную почту. Вы вправе либо принять их, либо — расторгнуть договор.

Цену на товар устанавливаете вы, но Озон имеет право продать ваш товар со скидкой. При этом, скидку он предоставит за свой счет. Если Озон продаст товар по более высокой цене, выгода от продажи достанется маркетплейсу.

Сертификаты и другие документы о качестве товара маркетплейс может запросить в любой момент, поэтому заранее будьте готовы их предоставить.

Озон самостоятельно устанавливает различные показатели сервиса, например, индекс цены по отношению к рыночной. Определяет критический уровень показателей, имеет право их менять. Если показатели вашего сервиса снизятся до критической отметки, маркетплейс может приостановить договор. Кроме того, приостановление возможно, если у вас есть задолженность по оплате или товар не соответствует карточке.

Если вы столкнулись с каким-то нарушением со стороны Озона, вы можете направить претензию в течение 30 дней. По истечении этого срока маркетплейс освобождается от ответственности. Все претензии направляйте в личном кабинете и по электронной почте, иначе они будут считаться не представленными.

При несогласии с любыми изменениями договора вы имеете право отправить уведомление и через 7 дней маркетплейс расторгнет соглашение.

Со своей стороны маркетплейс может отказаться от работы с поставщиком, если тот нарушит договор, передаст некачественный или контрафактный товар, недостоверные документы или в других случаях. Через 40 дней Озон утилизирует оставшийся на складе товар.

Плюсы работы с Озоном

  • Главный плюс работы с любым маркетплейсом — его широкая аудитория и налаженная служба доставки даже в отдаленные районы.
  • Несмотря на то, что договор с поставщиками объемный, он достаточно логичный и структурированный. Все его версии хранятся на сайте. Это удобно: если, например, вам потребуется предоставить в налоговую договор за прошлую дату, его можно в любое время скачать.
  • Для удобства работы на площадке маркетплейс создал базу знаний Озона.
  • Акции и скидки проводятся за счет маркетплейса.
  • Озон предлагает своим партнёрам возможность кредитования.
  • Маркетплейс предоставляет подробную отчетность.
  • На площадке удобная аналитика.

Минусы работы с Озоном

  • Как и на любой крупной площадке, здесь высокая конкуренция.
  • Маркетплейс платит партнёрам один раз в две недели. Для сравнения, у Wildberries — еженедельные выплаты.

Выводы

  • Определитесь, нужны ли вам подписанные документы. Если да – заранее подключитесь к ЭДО.
  • Не допускайте, чтобы показатели сервиса опускались до критического уровня.
  • Вовремя отслеживайте все уведомления от маркетплейса.
  • При несогласии с действиями Озона помните, что у вас есть всего 30 дней для выставлении претензии.
  • Не оставляйте на складе Озона большой остаток неходовых товаров.