Найти в Дзене
Александрина Йоост

Этот страшный ЕГЭ

Постоянно приходится слышать про жертвы ЕГЭ, про этих недоучек и перекосы в школьном образовании. Отовсюду летят пожелания отменить его и многие живут в ожидании этой отмены. Буквально на днях узнала, что оказывается ЕГЭ это часть Болонской системы образования, которая признана во всем мире и является универсальной. Специалисты с высшим образованием, полученным по этой системе, всюду желанны. Я смотрю на это все, слушаю и вспоминаю.

Не всю жизнь этот самый ЕГЭ мучал российских детей и бередил души их родителей. Все имеет свое начало. Наш город любит всякие инновации и с удовольствием участвует во всяких экспериментах. Вот и сейчас, когда еще СВО не имеет впереди никакой ясности, наш город уже взял шефство над одним из заводов Донецка. Планирует его восстанавливать и слать туда специалистов. Так было и с ЕГЭ. Именно в нашем городе и еще нескольких смелых регионах этот пилотный проект, как эксперимент, получил свое начало. Было это в 2004 году.

Моя дочка как раз попала в ряды экспериментируемых. Не поверите, не было никакой паники, никаких истерик, мы даже и не поняли, что происходит. А нам и не особо докладывали. Ну, что-то обсуждали на собраниях, но как-то не припомню, чтобы кто-то впадал в отчаяние, рвал на голове волосы и упивался корвалолом. Дети учились, как и положено, по обычной школьной программе, изучали все предметы и не выбирали, что им пригодится, а что нет. Есть программа - значит будьте любезны, изучайте. Никаких репетиторов и в помине. Дети самостоятельно готовились к экзаменам, как в свое время готовились мы. Проходили консультации, их в чем-то натаскивали, разъясняли, как правильно заполнять формы. И, не поверите, все прошло без сучка и задоринки. Как была моя дочка хорошисткой, так и баллы свои получила чуть больше 80 и чуть меньше, в зависимости от предметов. Как говорится, все по-честному. Никакого подвоха.

Как прошло поступление в ВУЗ? Просто великолепно. Мы заранее выбрали ВУЗ, уже точно определились с факультетом, сдали документы и отправились домой ждать. Да, было достаточно конкурентов с более высокими баллами, но такие дети подают документы в несколько институтов и шансы, что они останутся именно тут, не надежны. В результате дочь спокойненько прошла на бюджетное отделение. И ни одна нервная клетка ни у ребенка, ни у меня не пострадала. Остаток лета она прекрасно отдохнула.

Для сравнения расскажу как прошла история с экзаменами у сына четырьмя годами ранее дочери. Когда даже такого понятия, как ЕГЭ в нашей стране не существовало. В школе пришлось, как и положено, сдать все экзамены. Потом мы подали документы в три института и в каждом пришлось сдавать экзамены, потому что ни один институт не принимал результаты экзаменов, сданных в другом институте. В результате сыну пришлось сдать что-то около 17 экзаменов за лето!!! Как вы думаете, как он себя чувствовал? Мы находились с ним в диком напряжении вплоть до самого сентября, потому что в тот институт, где обучение было бесплатным, он не добрал полбалла и вопрос приема мог благополучно решиться лишь в начале сентября. А мог и не решиться. Потому пришлось отдавать документы в платный, где уже требовали подлинники документов. Стресса хватило нам обоим.

Как говорится, почувствуйте разницу. Дочь усиленно напряглась лишь в стенах школы, а сын все лето сдавал и сдавал экзамены. Разумеется мне очень понравился ЕГЭ. Отличная идея! Но вот когда его запустили во всех школах, вот тут уже видимо пошли перекосы. Умеют у нас все испортить, опошлить, извратить. Это странное отношение к предметам, которые не пригодятся. Если они включены в программу, значит это необходимо изучать, ведь ту программу создавали не с кондачка, а из каких-то определенных соображений. Значит российский молодой человек обязан иметь знания по предметам, заложенным программой. Не зря же у нас на законодательном уровне закреплено обязательное среднее образование. А это повальное увлечение репетиторами? Не проще ли потребовать от учителей работать эффективно, так чтобы репетиторы не требовались? Или это уже превратили в механизм добычи денег? Видимо да. На уроках не напрягаюсь, зато потом, после уроков за отдельную плату - пожалуйста. Уже представляю сейчас гнев учителей.

Часто слышу претензии к составителям тестов. А вы задумывались, кто их составляет? Как-то довелось мне зайти в Управление образования нашего города. Справочку надо было взять. Иду по коридору, а там двери, двери, и над каждой табличка "Специалист". Ни в какой области специалист, ни его фамилии и ученых степеней, специалист и все. Вот такие анонимные специалисты в невесть каких науках и составляют эти тесты. А если учесть, что в начальниках у нас сегодня сидят люди совершенно далекие от образования и выбираются по признакам родства или кумовства, то какие тесты вы хотите получить? Сегодня, когда в образовании столько проблем, министр образования озабочен написанием буквы Б в слове "бог". С большой писать, или с маленькой. А вы тут со своими проблемами в ногах путаетесь.

Конечно, представляю, какой сейчас начнется ажиотаж в комментариях, меня начнут обличать всякие яжематери, начнут возражать, что я ничего не понимаю и все это было давно, а сейчас по-другому. Но это по-другому родилось не просто так. Его таким сделали. Во всяком случае мне так видится. И видимо ЕГЭ у его истоков и ЕГЭ сегодня -это две большие разницы. А мысль была абсолютно разумная, чтобы сохранить здоровье детей и облегчить им жизнь в самый трудный период. Мне кажется, даже если сегодня придумать еще-что-то новое, хорошее, все равно все испортят чиновники-неучи. Начинать надо с головы. Так что не ЕГЭ виноват, а тот, кто его готовит. А пока у нас не будет профессионалов, любое дело будет обречено на провал. Везде и во всем.

картинка из яндекс.картинки