На фоне новости от Chabacco мы решили пройтись по всей цепочке - от производителя до розничной точки - и выяснить все же "почему курс доллара падает, а цены нет?", почему другие не делают, как Chabaссo и какие объективные причины этому препятствуют.
1. Бренд табака - MustHave, комментирует Андрей Сибиряков:
Наше повышение цены на фоне происходящих событий изначально было минимальным и далеко не перекрывало удорожание производства продукции ни по курсовым колебаниям, ни по логистическим издержкам.
На данный момент мы не можем с уверенностью рассчитывать, что курс рубля однозначно зафиксировался и у нас будут стабильные поставки по текущему курсу в долгосрочной перспективе. Стабильность поставок - это сроки поставок, которые влияют на их периодичность и стоимость. На данный момент у нас нет проблем с наличием и благодаря нашим усилиям не предвидятся. Это значит, что все вкусы табака по-прежнему остаются в наличии в полном ассортименте. Как бы то ни было, мы уверены в том, что сохраним ценность нашего продукта для потребителя, которая всегда превышала его цену.
2. Бренд кальянов - Mexanika; комментирует Денис Кириллов
Из-за резкого скачка курса рубля к доллару с конца февраля мы испытываем достаточно серьёзные сложности на производстве.
Первое - это цены на 304 нержу. Буквально в начале февраля мы покупали сталь для наших кальянов по цене в 420 тыс. за тонну (закупаться мы стараемся на месяц вперёд + у нас есть запас на полмесяца). В середине-конце марта цены на сталь подскакивали до 900 тыс. за тонну, а это, к слову, больше, чем в 2 раза.
Этот период мы, конечно, переждали, но к началу апреля запасы уже заканчивались, и нам пришлось брать нержавейку уже по 740 тыс (мы понимали, что цена уже пошла вниз, но так как склады пустели, пришлось брать металл по этой цене, чтобы не останавливать производство потому что, это дорого).
Сейчас цена опустилась до 519 тыс. за тонну. И на следующей неделе мы будем брать металл уже по этой цене. Она, конечно, гораздо приятнее, чем 900, но все же это на 20% выше цен 21-ого года.
Цены на кальяны пришлось поднять в среднем на 15-20%. Какой-то период мы торговали практически в ноль, надеемся, что к концу лета выйдем в +. (в нашем ТГ-канале @mexanika_smoke есть подробный разбор цен на металл в этот период, можете внимательно почитать).
Низкий курс доллара резко бьет по экспорту. Мы продавали свою модель «А» по цене в 70$ за шт. Для иностранцев это было около 5250 руб. за кальян. Надо понимать, что наша бизнес модель строилась на том, что 60% кальянов мы грузили в России и 40% за рубеж. И основной заработок был именно там потому, что мы давали гораздо меньшие скидки оптовикам за рубежом. При таком долларе и с нынешними ограничениями продавать кальяны в Европу практически нереально, поэтому мы поджали свои издержки и сидим ждём лучших времён. Нынешние 70$ при курсе 60, это 4200 за кальян + дорогая логистика. И проблемы с платежами делают своё дело.
В общем, мы на паузе, клепаем свои аппараты на склад и по возможности продаём на местном рынке. Объемы снизились, но пока живем. Производство - такая штука, что себестоимость сильно зависит от объема выпуска продукции: меньше кальянов = выше себестоимость. Так что времена пока тяжёлые, и нам остаётся только ждать и надеяться, что зарубежные поставки стабилизируются, а курс вырастет. Не думаю, что нержа подешевеет ниже 500 тыс. за тонну, потому что в основном она вся зарубежная, и помимо курса доллара, на неё сильно влияет усложнившаяся логистика.
3. Бренд бестабачной смеси - BRUSKO, комментирует Дмитрий Устименко
Мы не поднимали цены, потому что у нас были большие остатки продукции, произведенные по прежней стоимости компонентов. По поводу скачков валюты и стоимости логистики - какие-то расходы, которые увеличились в моменте, мы взяли на себя, чтобы не "грузить" партнеров и конечного потребителя в сложный период и не пытаться заработать больше. Это жест лояльности, который мы можем себе позволить в текущей финансовой ситуации. Конечно, мы не работаем себе во вред и касательно возможного изменения цен — чутко держим руку на пульсе. В дальнейшем всё возможно.
4. Дистрибьюторская компания - CosmoShop, комментирует Леонард Насибуллин
Чем больше валютная составляющая в себестоимости продукции, тем более чувствительна его цена к изменению курса валют. Также важно понимать вид налогообложения по видам продукции, стоимость логистики, баланс спроса и предложения. Например, в табачной продукции большая составляющая часть - это акцизы и НДС.
Самая большая валютная составляющая в импортных товарах. Кроме того, стоимость логистики у таких товаров также считается в валюте. Поэтому цена, например, на уголь, ЭСДН и импортные аксессуары при сильных колебаниях валюты сразу начинает меняться.
Когда курс валюты резко меняется, по всей цепочке продаж от производителя до конечного потребителя возникают различные колебания. Производителю нужно планировать поставки с учетом новых реалий, чтобы произвести нужный объем, нужно больше рублей. После этого все по цепочке начинают также поднимать цены. В случае с углем получилось так, что цены на полках магазинов в какой-то момент стали ниже, чем у поставщиков - остатки по старой цене. Но рынок так не работает. Если бы магазины и дилеры не изменили цены, то все остальные участники рынка просто бы скупили дешевый уголь с полок обратно или друг у друга.
С учетом текущей ситуации в стране складывается тенденция к удорожанию товаров и усилению конкуренции. Сейчас, чтобы развивать бизнес, нужно гораздо больше денежных средств. Подорожало все: компьютеры, автомобили, складское оборудование и многое другое. Ключевая ставка ЦБ выросла, деньги сами по себе стали дороже. Чтобы сохранить текущий уровень рентабельности (иначе просто будет интереснее положить деньги на вклад или вложить в другие активы) необходимо сокращать расходы и поднимать цены.
Мы за прошлые годы успели провести модернизацию: купили транспорт, оснастили склад электроштабелером, стеллажами, техникой. Сейчас бы это стоило в 2 раза дороже. В этом году мы активно занимаемся автоматизацией бизнес-процессов. Да, это доп. затраты, но мы ожидаем экономический эффект от увеличения производительности работы компании и улучшения качества сервиса для клиентов. Кроме того, мы существенно нарастили активную клиентскую базу и объем продаж: чем быстрее ты оборачиваешь какой-либо товар, тем более оперативно можешь позволить менять цены.
Сейчас проблема заключается не в высоком курсе или низком курсе, а в волатильности рубля. Когда курс постоянно меняется, меняются входящие цены, нужно закладывать валютные риски в цену, поэтому серьезные изменения в цене в меньшую сторону - это, скорее, исключения, чем практика. Будет стабильный курс - будут стабильные цены.
5. Розничная точка - сеть PiterSmoke, комментирует Владимир Шадрин
По цене на полке: мы зависим от производителей, они снижают - мы снижаем, но, как правило, с багом по времени, потому что есть остатки, купленные по старой цене. Поэтому вопрос по цене тут вопрос больше к самим производителям... Мы, ритейл, как правило, и принимаем удары публики по поводу высоких цен. Для потребителя всегда актуален вопрос цены. И мы ссылаемся на производителей. Вот Chabacco понизили цену, мы посмотрели стоки (остатки) на полках и решили пойти на встречу конечному потребителю - понизить цену, может быть, даже где-то в минус своей рознице.
ПОНРАВИЛСЯ ФОРМАТ? ПОДПИШИСЬ НА КАЛЬЯН ДЛЯ РОССИЯН!