Найти тему
Культ Культуры

История цвета. Зеленые слова

Цвет - классная штука, которая, как нам кажется, влияет на наше мироощущение, деятельность, да и жизнь вообще. Яркая толстовка добавляет оптимизма, черный свитер позволит спрятаться.

Но объективно оценить влияние красного, зеленого, желтого, черного и пр. никто из ученых не смог (физики не изучают влияние цвета, речь идет о гуманитариях и естественниках). Все исследования сделаны на основе маленьких выборок - групп людей по 10-100 человек. Поэтому то, что верно в отношении 100, не может быть верным для миллионов.

Откуда же берутся представления о том, что розовый вызывает нежность, белый связан с чистотой? На белой одежде врачей заметна грязь, поэтому ее часто меняют; возникшая ассоциация чистоты белого не имеет ничего общего с реальной чистотой - отутствием микроорганизмов. И невеста в белом может быть бесконечно далекой от чистоты отношений.

В культуре есть закрепившиеся шаблоны значений цвета, берущие свои истоки в древности. Важно понимать, что смыслы, однажды возникнув, менялись, исчезали, появлялись вновь в искаженном виде. Но они, все равно, узнаваемы. И, взглянув смыслам цвета "в лицо", мы лучше поймем себя, примем и свои изменения.

История цвета очень интересна. Ее начало тут. Черный. Красный. Желтый.

Начало зеленого.

Сегодня мы обсуждаем "зеленую" литературу.

Применение «цветных» эпитетов – «цветных» смыслов способствует созданию богатого сюжетными пластами текста. Когда автор использует цвета - он ставит акценты, подчеркивает смыслы, на которые читатель реагирует эмоциями и размышлениями.

Значения зеленого в литературе двояки. С одной стороны, у этого цвета остались положительные значения, идущие от языческих и христианских прочтений цвета: традиционные линии весны, возрождения, плодородия, молодости и райских садов, надежды, прощения. С другой - те же фольклорные зеленые "опасности".

-2

Знаменитое стихотворение Н. Некрасова «Зеленый Шум» объединяет два пласта символики цвета. В "Зеленом шуме" вечные философские темы: предательство в любви, битва добра и зла во внутреннем мире, прощение и милосердие. Зеленая Весна здесь символ прощения. Ее зеленый шум спасает героя от страшного поступка.

-3

Приведу его целиком, ибо стихотворение прекрасно (простите, ребята, текст длинный))):

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи, расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые,

подымет пыль цветочную,

Как облако, – всё зелено,

И воздух, и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Скромна моя хозяюшка

Наталья Патрикеевна,

Водой не замутит!

Да с ней беда случилася,

так лето жил я в Питере...

Сама сказала, глупая,

Типун ей на язык!

В избе сам-друг с обманщицей

Зима нас заперла,

В мои глаза суровые

Глядит, – молчит жена.

Молчу... а дума лютая

Покоя не дает:

Убить... так жаль сердечную!

Стерпеть – так силы нет!

А тут зима косматая

Ревет и день и ночь:

«Убей, убей изменницу! Злодея изведи!

Не то весь век промаешься,

Ни днем, ни долгой ноченькой

Покоя не найдешь.

В глаза твои бесстыжие

Соседи наплюют!..»

Под песню-вьюгу зимнюю

Окрепла дума лютая –

Припас я вострый нож...

Да вдруг весна подкралася...

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,

Стоят сады вишневые,

Тихохонько шумят;

Пригреты теплым солнышком,

Шумят повеселелые

Сосновые леса;

А рядом новой зеленью

Лепечут песню новую

И липа бледнолистая,

И белая березонька

С зеленою косой!

Шумит тростинка малая,

Шумит высокий клен...

Шумят они по-новому,

По-новому, весеннему...

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Слабеет дума лютая,

Нож валится из рук,

И всё мне песня слышится

Одна – в лесу, в лугу:

«Люби, покуда любится,

Терпи, покуда терпится,

Прощай, пока прощается,

И – бог тебе судья!»

Некрасов объединил два уровня восприятия цвета – архаический (фольклорный рефрен) и религиозный (сюжет и идея прощения). Отголоски этого текста слышатся в современном кинематографе. Вспомните хотя бы "Три тополя на Плющихе". Трагедия отношений вечна...

-4

Другая сторона прочтений зеленого в литературе – его отрицательный символизм: демонизм, отвращение, злоба, зависть, тоска, безумие и ужас гибели. Эти значения цвета были привнесены из фольклора, описывающего страшных мифических существ – змеев, драконов, таинственных обитателей лесов (леший и пр.). Опасные тайны отражаются в глазах хищных ночных животных и птиц, слышатся в горьких ароматах трав, звучат в запахах тления и разложения. В сказках, эпосе зеленый используется именно в этом ключе: "зелено вино" не сулит ничего хорошего герою; в густом зеленом лесу можно сгинуть; зеленая трясина - верная гибель и пр.

-5
-6

К конце 19 века романтики, отыскивая новые средства выразительности, сюжеты, потянулись к фольклору, сказке. Именно оттуда зеленый негатив перекочевал к эстетистам, символистам. Особенно популярной выступала тема «зеленых глаз», всегда предвещающих трагедию.

-7

Прочитайте, например, "Отраву" Шарля Бодлера из цикла "Цветы зла":

Порой вино притон разврата

В чертог волшебный превратит

Иль в портик сказочно богатый,

Где всюду золото блестит,

Как в облаках – огни заката.

Порою опий властью чар

Раздвинет мир пространств безбрежный,

Удержит мигов бег мятежный

И в сердце силой неизбежной

Зажжет чудовищный пожар!

Твои глаза еще страшнее,

Твои зеленые глаза:

Я опрокинут в них, бледнея;

К ним льнут желанья, пламенея,

И упояет их гроза.

Но жадных глаз твоих страшнее

Твоя язвящая слюна;

Душа, в безумьи цепенея,

В небытие погружена,

И мертвых тихая страна

Уже отверста перед нею!

Было бы неверно поставить такую точку в обсуждении литературного зеленого, так как этот цвет в Новейшее время не остался в рамках символики безусловного зла. Вспомните Волкова и его "Изумрудный город", в котором таинственность зеленого была низведена до обмана, иллюзии. Великий и могучий Гудвин оказался добрым мошенником без изумрудов и без волшебства. Колдовская тайна Изумрудного города в зеленых стеклах очков.

-8

-9
-10

В следующий раз поговорим о зеленом в изобразительном искусстве.