Найти тему
Senkin

Недбайло, Анатолий Константинович: жизнь и детали биографии дважды героя СССР

Оглавление

Участник Великой Отечественной войны, командир эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиационного полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации.

Ранняя жизнь

Недбайло родился 28 января 1923 г. в украинской крестьянской семье в селе Изюме. После окончания девяти классов школы в 1940 году он тренировался в Краматорском аэроклубе, который окончил в 1941 году. В мае того же года он вступил в Красную Армию, а в феврале 1943 года окончил Ворошиловскую военную авиационную школу пилотов.

Вторая мировая война

Окончив обучение в феврале, Недбайло прибыл на Восточный фронт Второй мировой войны в марте. Он был зачислен в 505-й штурмовой авиационный полк, который вскоре был удостоен звания гвардейского и 18 марта 1943 года переименован в 75-й гвардейский штурмовой авиационный полк. Во время выполнения боевого задания 6 сентября 1943 года он сбил пикирующий бомбардировщик Ju-87 над районом Васильевки.

Начиная с 1944 года, Недбайло летал на задания с Антоном Малюком в качестве наводчика. Вместе они совершили около 100 боевых вылетов, и в двух отдельных случаях их сбили. 5 февраля 1944 года, возвращаясь с задания над Никополем в плохую погоду, они столкнулись в воздухе с другим самолетом, в результате чего Недбайло получил серьезные ранения. Малюк и местные пехотинцы помогли вытащить потерявшего сознание пилота из искореженной кабины. Оба пилота другого самолета, И.А.Охтин и Т.А.Цвиркунов, погибли в результате крушения. С переломом левой руки его отправили в больницу, но менее чем через два месяца он вернулся к полетам. После того, как Малюк получил серьезную травму головы во время полета с другим пилотом, Недбайло начал летать с Дмитрием Матвеевым в качестве стрелка.

26 июня Недбайло успешно руководил операцией, в результате которой были уничтожены поезда оси Орша-Толочин, Витебск. Во время другого задания он сбил FW-190 над Вилкавишкисом. Во время выполнения задания осенью 1944 года Недбайло почувствовал боль в груди, но когда после полета он приземлился на назначенном ему аэродроме, то обнаружил, что попал под вражеский огонь; он выжил, потому что пуля попала в замки его парашютной лямки и расплющилась, прежде чем попасть в него. За выполнение 130 боевых вылетов на Ил-2 19 апреля 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а 29 июня 1945 года ему было присвоено это звание повторно за выполнение в общей сложности 219 боевых вылетов.

Во время войны он совершил посадку на брюхо, получил серьезные повреждения своего самолета от вражеского огня, вернулся на авиабазу с оторванной половиной хвоста своего самолета и был трижды сбит. Первоначально он был пилотом низкого ранга в своем полку, но поднялся по служебной лестнице до должности командира звена и, в конечном счете, командира эскадрильи.

Послевоенный период

После окончания войны Недбайло остался в армии и участвовал в параде Победы. В 1951 году он окончил Военно-воздушную академию в Монино. С тех пор до декабря 1953 года он был заместителем начальника Высшей офицерской летной школы. Затем он стал преподавателем боевой подготовки в академии в Монино, а в ноябре 1956 года стал начальником штаба авиационного полка. В декабре 1957 года он был назначен заведующим кафедрой тактики и военной истории Харьковского высшего военного командного училища, но в октябре 1960 года его перевели на кафедру военной истории Инженерного училища. В 1962 году он стал заместителем начальника Казанского высшего командно-инженерного училища, после чего с 1964 года входил в состав профессорско-преподавательского состава Рижского высшего военного командного училища. Он был заместителем начальника Киевской высшей военно-воздушной инженерной академии с 1968 года до выхода на пенсию в 1983 году. В 1949 году ему было присвоено звание подполковника, а в 1954 году - полковника, прежде чем в 1970 году он стал генерал-майором авиации.