Найти тему

"Бриллиантовая рука": тест по фильму

Здравствуйте!

Первым фильмом Леонида Гайдая, который я видел, был, конечно, "Пёс Барбос и необычный кросс". "Самогонщиков" я почему-то пропустил, и каждый следующий его фильм был лучше предыдущего, всё шло по нарастающей: "Операция "Ы", "Кавказская пленница". "Бриллиантовая рука"...

Здесь небольшая пауза. "Кавказскую пленницу" я просто боготворил. В то время (то есть, в глу-у-убокой молодости) посмотрел её в кинотеатрах 11 раз! Больше смотрел только "Великолепную семёрку" - 13.

"Бриллиантовая рука" вышла через год после "Пленницы", но конкурентами в моей зрительской любви они не стали: любил оба фильма и совершенно по-разному. В "Кавказской пленнице" была восхитительно добрая атмосфера, забавные приключения, потрясающе интересные герои, великолепный юмор. Ну, и, конечно, красавица Нина.

В "Бриллиантовой руке" любовной линии вообще нет, зато есть детективный сюжет и непревзойдённые афоризмы шефа! Чего сто́ит одна только поистине гениальная фраза... Хотя - нет. Ведь фразы из этого фильма - это и есть тема для теста моей статьи. Убеждён, что продолжить их вам труда не составит, да это и не цель: я просто предлагаю вам вспомнить их и снова улыбнуться. Ну, или засмеяться, захохотать - это уж кому как. Вам нужно продолжить фразу или ответить на вопрос:

Ещё хотелось бы вспомнить один эпизод из этого чудесного фильма. Сцена на автомойке, когда Семён Семёнович оказывается в смотровой яме, а Геша и Лёлик блокируют его с разных сторон, а потом вдруг без всякого перехода - оказываются на одной, вызвал в Сети споры по поводу смысла этого эпизода.

-2

Самым распространённым было мнение, что это - киноляп. Я, однако, думаю иначе.

Как помните, на верхнем кадре действие обрывается, появляются титры: "Часть вторая. Костяная нога". Дальше "Краткое содержание первой серии", и по экрану быстро-быстро в титровом формате Roll Option пробегают несколько строчек, на которых вместо букв непонятные символы.

Мне нигде не приходилось читать, почему так получилось, могу предложить только собственное толкование.

Я думаю, что между этими эпизодами был ещё один, который потом из фильма убрали. Обратите внимание, не только Лёлик и Геша сгруппировались по-другому, вся троица вместе с Семёном Семёновичем и находится в другом месте!

Словом, получались совсем разные мизансцены, соединить которые невозможно. И тогда Гайдай придумал трюк со вставкой титров, который бы потянул время, и тогда зритель забыл бы, как располагались герои, когда он с ними расстался.

Не могу судить за всех зрителей, но на мне трюк сработал отлично! Когда смотрел фильм в первый раз, даже внимания на это не обратил, не было чувства, что здесь что-то не так. Это уже потом, после множества просмотров заметил. Тем более, что герой Миронова в первой сцене без перчаток, а потом они у него вдруг откуда-то взялись.

Ну, и в заключение вернусь к началу и продолжу рассказ о галерее фильмов Гайдая. Не называя всех, скажу лишь о шедеврах, к которым, кроме названных, отношу "Иван Васильевич меняет профессию". Ещё неплох "Двенадцать стульев".

Такие фильмы как "Не может быть!", "На Дерибасовской хорошая погода" и даже "Спортлото-82" были бы признаны хорошими для любого режиссёра, кроме Гайдая. Просто он в самом начале поднял планку на такую недосягаемую высоту, что и сам не смог на ней удержаться. Хотя, несомненно, был гением.

У меня есть своё объяснение этому факту, который, конечно же, не обязательно истина, ибо это просто моё суждение.

Я думаю, что 60-е и начало 70-х годов было временем, которое очень нравилось Гайдаю, он с удовольствием в нём жил и знал о нём всё, до конца его чувствовал, поэтому фильмы, снятые в те годы - шедевры без исключения. А потом, когда десятилетия сменились, и мы все перешли в другую эпоху, он остался в своей. И чем дальше шло время, он всё более в него не попадал. Самые вопиющие в этом плане, на мой взгляд, примеры - "Операция "Кооперация" и "Дерибасовская" - ну, это уж совсем не гайдаевское!

Не думаю, что это как-то влияет на его статус гения: ведь пять его фильмов - это на века. И благодаря им, он навсегда останется в истории культуры и кинематографа.

На этом у меня всё. Удачного прохождения теста и всего вам самого доброго!