Найти тему
Татьяна Корчма

Исследователи творчества Шекспира и детектив Джона Андервуда: вправе ли они отнять авторитет у классика мировой литературы

Обзор книги Джона Андервуда "Код Шекспира", серия "Книга-загадка, книга-бестселлер", изд-ва ЭКСМО и "ДОМИНО", 2010, тираж 8000 экз.

- Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете ли, м-м, нашего Шекспира?
- И замахнемся!
Из фильма "Берегись автомобиля"

Вильяма Шекспир. С сайта www.Pixabay.com
Вильяма Шекспир. С сайта www.Pixabay.com

О феномене культуры отмены громко заговорили весной 2022 года в связи с гражданами России. Но история началась гораздо раньше.

Кто вправе отнять славу, авторитет (ещё важнее - деньги) у признанного миром гения? Трактовать по-своему, вне исторической правды, только по сиюминутным потребностям толпы?

Когда мы возвращаемся к произведениям прошлого..., то это не прошлое воскресает в нас; это мы сами отбрасываем в прошлое свою тень - наши желания, наши вопросы, наш порядок и смятение. Ромен Роллан, писатель

В серии детективов об Армане Гамаше, а это 17 книг (написаны с 2005 по 2021 гг.) многократно упоминается "Буря" Вильяма Шекспира. Естественно, мне захотелось освежить в памяти и "Бурю", и то, что писали о Шекспире. Это один из моих критериев высшего качества литературы - когда хочется найти и прочитать упомянутые произведения других авторов. Увы, "Бурю" пока в библиотеках не нашла.

Зато меня, как первого читателя, ждали две книги, изданные Академией наук СССР: М. В. Урнова и Д. М. Урнова "Шекспир. Движение во времени" (1968 год) - кем был Шекспир для людей своего времени и кем стал для потомков; М. А. Барга "Шекспир и история" (1979) - о том, какой была эпоха Тюдоровской Англии - переход от феодальной к буржуазной и эпоха Елизаветы I. Обе книги серьёзные, академические.

Знаете, мне, конечно, нравится быть первым читателем, но если ценным книгам, доступ к которым открыт, приходится ждать больше полвека - это знак беды, как вы думаете?..

Обложка книги "Шекспир. Движение во времени". Библиотека имени Т. Г. Шевченко, Красноярск
Обложка книги "Шекспир. Движение во времени". Библиотека имени Т. Г. Шевченко, Красноярск

Так вот, среди прочего там приводится цитата из книги Жана Бодена "Метод для лёгкого изучения истории" (1566 год! 16-й век!): "Главное назначение истории также заключается в том, чтобы служить политике. "

И в правоте Жана Бодена убедилась, читая детектив "Код Шекспира" - 490 страниц, написанных в 2009-м году.

Фабула такая: молодой английский учёный Десмонд Льюис написал книгу, а которой хотел разоблачить Вильяма Шекспира. Перед отправкой книги в издательство он захотел дать прочитать своему американскому другу, журналисту "Сан-Франциско Трибьюн" Джейку Флемингу. Но ему не дают это сделать - его квартира и офис разгромлены, книга и все черновики исчезли, сам Десмонд Льюис куда-то пропал...

Джек Флеминг вместе со своей дочерью, которая пишет научную работу об эпохе Елизаветы I, начинают поиски - больше книги и тайны, чем друга.

Честно признаюсь, осилила только первые четырнадцать глав и тридцать восьмую, последнюю. Невыносимо скучно)

Обложка книги "Шекспир и история". Библиотека имени Т. Г. Шевченко, Красноярск
Обложка книги "Шекспир и история". Библиотека имени Т. Г. Шевченко, Красноярск

Суть описанных в "Коде Шекспира" претензий поэта Роберта Грина, современника Шекспира и писателя Марка Твена, который жил гораздо позже, в том, что, якобы он не был автором пьес и сонетов, присвоил себе чужой труд. В елизаветинскую эпоху в Англии отсутствовало даже понятие об авторском праве. Для театральных пьес использовали сюжеты из сочинений разных авторов и этот способ применён в большинстве пьес Шекспира.

Пьесы готовили для представлений на публике, но не для чтения - были нужны несколько ярких сцен, а их связки могли быть гораздо хуже качеством.

В формуле "Шекспир - наш современник" самому Шекспиру чаще отводится пассивная роль - быть похожим на сегодняшний день. М.В. Урнов, С. 25

Культура отмены в отношении Шекспира, по версии Джона Андервуда и современного общества означает, что если что-то не нравится в истории, то нужно вычеркнуть и гениальную литературу, которую знают и любят с конца 1593 года (больше 400 лет!), вычеркнуть имя автора, вычеркнуть законы, которые действовали в то время и сейчас, разрушить всё.

Обложка книги "Код Шекспира". Библиотека имени В. Г. Белинского, Красноярск
Обложка книги "Код Шекспира". Библиотека имени В. Г. Белинского, Красноярск

Как и положено жанру, в этом детективе много жертв и Десмонд Льюис, этот нарушитель спокойствия, убит (почти сразу и это слабый ход - надо было добиться его отказа от "ереси"). Доблестный Скотланд-Ярд раскрывает заговор, но слишком велик доход в британскую казну от всего, что связано с Шекспиром - десятки миллиардов долларов. Могущественная корпорация, которая зарабатывает на бренд Шекспира, оказывается, была основана 400 лет назад и закрыть её никак невозможно.

На мой взгляд, культура отмены - это современная форма грабежа и террора - объявить неугодным, без доказательств и права на защиту, причинить максимальный моральный ущерб и, главное, забрать те материальные ценности, которые принадлежат жертве. Пиратство нынешнего века, к которому давно готовились. Этот роман 2009 года как одно из Окон Овертона - получится с Шекспиром, значит, годится для всех. Этот же принцип испытали в Голливуде - получилось. Вот только нас, русских, отменить не получится. Своих не бросаем! 💞

P. S. Вот как вышло - хотела немного развлечься после академических деликатесов, а вместо добротного детектива в духе Умберто Эко оказалось вот что)

Вы не сомневаетесь, что у меня уже лежит пара толстых восхитительных романов Умберто Эко и его интервью "Не надейтесь избавиться от книг!"? И правильно делаете!