В начале весны этого года я посещала выставку народных промыслов Ладья. Обратила там внимание на абашевскую керамику - художественный промысел из Спасского района Пензенской области. Во время недавней поездки, в местном музее, я поближе познакомилась с этими очень оригинальными изделиями
Глиняные игрушки из Абашево появились в 19 веке. На территории Пензенской губернии находились богатые месторождения глины, которую использовали для создания посуды и других предметов домашнего обихода
Из глиняных остатков стали изготавливать игрушки для детей, со временем это стало самостоятельным промыслом. В 19 - начале 20 века, Абашево было ведущим гончарным центром России. Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались в Москве, Лондоне, Париже
В то время сложились характерные для абашевских мастеров скульптурные приёмы и особенности росписи. Абашевские игрушки - это свистульки, изображающие фантастических животных, птиц, людей - всадников, барынь и многое другое
Каждый образ абашевской игрушки имеет своё значение: барыня - символ женской чистоты, целомудрия. Всадник - жених для девушки, верность долгу. Коровка - символ плодородия. Козлик - символ упорства в достижении цели. Собачка - символ верности и дружбы. Собачка со щенком - символ материнства. Олень - единение с природой. Барашек "золотое руно" - достаток. Птичка - творчество, а лев — символ власти
Отличительная особенность абашевских игрушек - неожиданные сочетания ярких цветов, которые символизируют природу. Зелёный - трава, синий - небо, красный - рассвет. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. А могут и быть не раскрашены вовсе
У абашевской керамики есть свои традиционные приемы - у фигурок животных маленькая голова, изящная шея, длинное тело, короткие лапы. Самый ответственный этап в изготовлении свистулек — правильно сделанное отверстие, поскольку от этого зависит мелодичность и громкость звука
Один из самых известных и признанных мастеров абашевской керамики – потомственный гончар Тимофей Николаевич Зоткин (1929-1988). С детства он перенял мастерство лепки у своего отца Николая, делал посуду, украшая скульптурными изображениями птиц, зверей. Зоткин своим творчеством возродил абашевский промысел, сделал его известным всей стране и за рубежом. Его работы находятся даже в Эрмитаже и Лувре
Сейчас абашевская керамика продолжает существовать. Каждый предмет изготавливается индивидуально и имеет собственный паспорт с датой изготовления, подписанный автором
Абашевская игрушка считается оберегом, она снимает тревогу, защищает семью от темных сил, от всего дурного. От всей души надеюсь на её сохранение и дальнейшее развитие
Понравилась статья?! Ставьте лайк и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ чтобы не пропустить новые публикации, они виды только подписчикам! Все самое интересное впереди