Рубрика «Алфавит Московской битвы»! Г — гармонь.
Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в начале 19 века в Германии уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом. Некоторые считают гармонь русским изобретением. Согласно другим исследованиям первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника.
Во время Великой Отечественной войны многие гармонисты были мобилизованы на фронт. И по-прежнему гармошка звучала почти в каждом отряде — и на привале, и на передовой музыка помогала солдатам поддерживать боевой дух в ожесточенной схватке с врагом.
Музыкальная культура поддерживалась в Красной Армии на всех уровнях: появлялись ансамбли художественной самодеятельности, создавались штатные ансамбли, на фронт выезжали агитбригады. В директивных документах указывалось: «Русская песня, гармонь, пляска — друзья бойца. Они сплачивают людей, помогают легче переносить тяготы боевой жизни, поднимают боеспособность и формируют настроение личного состава… Песня и гармонь должны звучать всюду — в походе, на привале, в промежутках между боями». Предписывалось «в каждой роте иметь запевал, гармонистов и гармонь». Гармони придавалось особое значение как народному инструменту, на котором многие умели играть. Традиционно во многих деревнях мальчиков обучали игре на гармони, часто этот навык передавался по наследству.
В конце лета 1941 года на фронт для поднятия боевого духа советских солдат было отправлено около 12 тысяч гармоней, а осенью того же года — уже более 60 тысяч. Крупные фабрики, занимавшиеся выпуском инструментов, увеличили темпы производства — и гармони поставлялись на фронт среди прочих необходимых вещей, наряду с оружием и продовольствием.
Гармонь сыграла свою роль и в тылу, где также было немало трудностей и тяжелой работы. Частушки и народные песни, известные у русского народа ранее, изменялись в военное время, и на смену им приходили другие мотивы, зачастую рождавшиеся прямо на передовой. Были это и проникновенные песни, посвященные павшим в бою солдатам и вдовам, не дождавшимся мужей с войны, и патриотически-боевые марши, которые помогали приблизить победу и выражали сильное желание дать решительный отпор врагу. И практически все песни звучали под аккомпанемент русской гармони или баяна.
Гармонь образца 1939-1941 гг. можно увидеть в четвертом зале экспозиции музея обороны Москвы.
#музейоборонымосквы #гмом #gmom_museum #АлфавитМБ