Не ожидала от себя такой сентиментальности, но этот день вызвал во мне мощную волну ностальгии!
Считаю, что у меня было счастливое школьное детство. И думаю, что немалую роль в этом сыграло то, что я успела побыть и октябренком, и пионером, и комсомольцем.
Октябрятами мы стали в первом классе. Класс был поделен на "звездочки" по пять человек. У каждого была своя обязанность. Я была санитаркой, в мои обязанности входило каждый день проверять чистоту рук и лица своих одноклассников, аккуратность прически и одежды. А еще оказывать первую помощь! Поэтому у меня при себе всегда имелась сумка с бинтом, ватой, йодом и зеленкой. Расцарапанные руки, содранные локти и коленки - это ко мне.
Между звездочками шло соревнование по учебе и по полезным делам. Поэтому мы старались подтянуть своих отстающих товарищей, читали с ними, учили таблицу умножения, готовили уроки... Участвовали во всех школьных делах, выступали с концертами, собирали макулатуру, металлолом. Словом, все то же, что и старшие товарищи, но в меньших масштабах, со ссылкой на возраст.
Шефствовали мы и над стариками. Но в отличие от старших, нас часто просили рассказать о наших школьных делах, почитать вслух книгу или газету. Мы с радостью читали, а бабушки и дедушки сидели рядом и слушали. Сейчас я понимаю, что дело было не только в том, что тогда было проблемой заказать очки, тем более для деревенского жителя. Нас всей деревней учили читать быстро, четко и с выражением! Развивали нашу речь и прививали любовь к книгам!
Как меня принимали в пионеры, особая история. Потому что во всей школе принимали меня одну. Мои одноклассники еще весной стали пионерами, а я осталась, потому что училась на класс ниже.
Наверно, в школе не хватало учителей. Ничем другим не могу объяснить то, что два класса - 2 и 3 - целый год учились вместе. Малокомплектной нашу школу никак нельзя было назвать. Деревня наша хоть и маленькая, но детей было много. В моем втором классе - около 20 человек, а в третьем - больше 15. Но посадили нас в один класс, и учительница давала поочередно задания то одному классу, то другому, и объясняла тему тоже по очереди. Одно время она взяла за привычку спрашивать меня, если третьеклассники на что-то не могли ответить. А я, существо крайне любопытное, видать, успевала запомнить и понять и свое, и "третьеклассное".
Учителя на педсовете решили, что незачем мне один год терять, материал третьего класса я уже изучила. Так я оказалась в четвертом классе, единственный октябренок, ведь третий класс весной уже приняли в пионеры.
А на линейке в честь Октябрьской революции приняли в пионеры и меня. Как я готовилась! Учила клятву юного пионера, пионерские законы. И волновалась, переживала. Когда же перед всей школой мне повязали галстук, и я в первый раз отдала пионерский салют со словами: "Всегда готова!", у меня были слезы на глазах от переполнявших чувств. А вся школа мне хлопала!
Прием в комсомол у меня тоже прошел позже, чем у одноклассников. Я же была на год младше, а принимали в ряды ВЛКСМ с четырнадцати лет.
Весна 1975 года, страна готовится отмечать тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне. У нас в школе проходят встречи с ветеранами войны. На одну такую встречу приезжает наш земляк, полный кавалер орденов Славы Мустафа Газизов. Организуют открытое заседание комсомольского комитета прямо в зале, где собралась вся школа.
И вот разбирают наши заявления о приеме в комсомол, а было нас четыре человека. Бывшие фронтовики расспрашивают нас, задают вопросы. Мы, конечно, заранее учили и Устав ВЛКСМ, и историю комсомола. Но они задают вопросы по Великой Отечественной войне, об участии комсомольцев в ней, о героях войны, пионерах и комсомольцах... Вопросов много, но мы с честью выдержали этот экзамен. И вот в моих руках рекомендация о приеме в комсомол, подписанная самим Газизовым!
Это был для нас, да и для всей школы, урок патриотизма, урок истории. После таких уроков тоже было немало, но этот запомнился больше всех.
Это воспоминания о счастливом детстве. Мы всегда были чем-то заняты, учились, помогали отстающим, вели тимуровскую работу, устраивали концерты и спектакли, работали на колхозных полях... Все это без бумаг и фотоотчетов, которые требуют сейчас везде, но, главное, без указки сверху.
Мне кажется, нынешним детям все-таки не хватает этой кипучей жизни. Вот и сидят они в своих гаджетах, не умея общаться с теми, кто рядом, не учась дружить. Да и к труду приучать их сейчас запрещено.
Все эти организации учили ребят работать, учиться, дружить. Учили самостоятельности и ответственности за свои дела. Учили любить свою Родину! И я горжусь, что успела побывать и октябренком, и пионером, и комсомолкой.
***
Я поделилась своими воспоминаниями о школьной жизни. А у вас какой она была?