Найти тему
Hist chelly

ГАЗ-М-1 - экспонат предстоящего фестиваля

В этом году 13 июня состоится второй фестиваль ретро-техники «Машина времени». В преддверии этого события хотим рассказать о технике, которую можно будет увидеть в день фестиваля.

ГАЗ М-1 "Эмка" 1937 г.в. из музея ВИК "Дивизион". Увидеть её можно будет 13 июня 2021 г. на Театральной площади.
ГАЗ М-1 "Эмка" 1937 г.в. из музея ВИК "Дивизион". Увидеть её можно будет 13 июня 2021 г. на Театральной площади.

Начинает наш «парад техники» легендарная «Эмка» или ГАЗ-М-1, которая серийно выпускалась на Горьковском автомобильном заводе с 1936 по 1943 год. Этот автомобиль стал символом своей эпохи, был наиболее распространённой моделью легковых автомобилей и весьма широко использовался в разных сферах.

В 30-40-е годы автомобиль называли «М-1» или «М1», без упоминания завода производителя, а само обозначение расшифровывалось как «Молотовский-первый», в честь В.М. Молотова, имя которого носил завод. Из-за этой буквы и возникло народное прозвище «Эмка».

В качестве прототипа М1 был выбран Ford Model 40A Fordor Sedan 1934 г. Конструкция ГАЗ-М1 разрабатывалась под руководством А.А.Липгарта инженерами Л.В. Косткиным, А.М. Кригером, Ю.Н. Сорочкиным и др.

Ford Model 40A Fordor Sedan (1934), ставший прототипом "эмки"
Ford Model 40A Fordor Sedan (1934), ставший прототипом "эмки"

Первые два серийных образца ГАЗ-М1 17 марта 1936 г. были отправлены в Кремль. Там их осматривали И.В. Сталин, В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, Г.К. Орджоникидзе. Так установилась традиция, когда все новые модели автомобилей проходили высшую госприемку.

С 20 мая 1936 г. начался их массовый выпуск, составивший к концу года 2524 машины. До 11 декабря 1938 года было выпущено 41650 автомашин М-1

В 1937 году ГАЗ-M1 вместе со знаменитой скульптурой Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» представлял СССР на Всемирной выставке в Париже.

ГАЗ М1 на Всемирной выставке в Париже в 1937 году
ГАЗ М1 на Всемирной выставке в Париже в 1937 году

ГАЗ-M1 в свободной продаже не появлялся. Изредка граждане СССР получали этот автомобиль как награду за особые заслуги или выдающиеся достижения в труде, науке или искусстве.

В 1941 году конвейерный выпуск базовых 50-сильных ГАЗ-M1 был прекращен, однако еще пару лет эти автомобили собирали поштучно из запаса произведенных ранее деталей. По официальным данным, всего было выпущено 62 888 автомобилей ГАЗ-M1.

Существовали различные модификации этой модели. Для такси автомобили выпускались с таксометрами и нанесёнными вдоль кузова «шашечками».

-4

С 1939 по 1941 выпущено 8 тысяч пикапов грузоподъёмностью 500 кг. Были и полно приводные варианты, на базе которых в войну создали артиллерийский тягач.

ГАЗ-61-417 - артиллерийский тягач
ГАЗ-61-417 - артиллерийский тягач

В 1936–42 гг. Выксинский завод ДРО на шасси М-1 изготовлял собственный бронеавтомобиль БА-20 с более вместительным корпусом, пулеметной башней и пулестойкими шинами, а также железнодорожный вариант "БА-20 ж.д.". В 1939 г. к ним добавился модернизированный вариант БА-20М с более высокой конической башней, двумя пулеметами и радиостанцией. Бронеавтомобилей серии БА-20, самых массовых советских бронемашин довоенного времени, построили 2114 экземпляров.

БА-20 - лёгкий бронеавтомобиль
БА-20 - лёгкий бронеавтомобиль

Фестиваль "Машина времени". Город Челябинск, Театральная площадь.

-7

#челябинск #фестиваль #ретро автомобили #история #выставка #авто