Найти тему
ТЫ ЭТО ВИДЕЛА?

КАРАМОРА И ВСЕ, ВСЕ, ВСЕ: кто, как и зачем борется с вампирами в реальности российского кино и сериалов?

Оглавление
Короткий гайд в историю отечественного киновампиризма последних десятилетий. Сравниваем самых ярких борцов с вампирами: Петра Каразина из «Караморы», Ивана Жалинского из «Вампиров средней полосы» и Валерку Лагунова из «Пищеблока».

«Вампирами ничего нельзя испортить», - обмолвились мы во втором выпуске нашего подкаста. Искренне так считаем не мы одни, и неудивительно: романтизированный образ кровопийцы и прилагающаяся к нему метафора хорошо продаются. Кино и сериалы про вампиров смотрят. Часто. Много. С удовольствием.

Вампир Петер встречает свой новый день ("Реальные упыри", реж. Тайка Вайтити, Джемейн Клемент)
Вампир Петер встречает свой новый день ("Реальные упыри", реж. Тайка Вайтити, Джемейн Клемент)

В зарубежной киноиндустрии под сотню проектов о вурдалаках, в отечественной - цифры скромнее, зато времена, в которые эти проекты выходят, - показательнее. Так что, образы вампиров, а, главное, образы тех, кто с ними борется, точно стоит рассматривать через призму эпохи.

Где мы их видели?

Бум вампиризма в русских сериалах сегодня можно сравнить только с аналогичным бумом в художественном кино начала девяностых. Мрачные полуторачасовые картины «Семья вурдалаков», «Пьющие кровь», «Прикосновение», «Упырь» и несколько других рисовали вампиров, чуждых, отталкивающих, безнадёжно и бессмысленно жестоких.

Все герои, которые с ними сталкивались, по сути, получали карт-бланш только на одно: на смерть и отчаяние разной степени жути и тяжести. Принцип «выживет кто-то один» (причём, этот кто-то – именно кровопийца) чётко ложился в антураж времени, когда для россиянина активное выживание один на один с тотальным хаосом перемен было обыденностью.

Антон Городецкий, светлый иной, смотрит в зеркало, чтобы увидеть тёмных ("Ночной Дозор", реж. Тимур Бекмамбетов)
Антон Городецкий, светлый иной, смотрит в зеркало, чтобы увидеть тёмных ("Ночной Дозор", реж. Тимур Бекмамбетов)

Первый «иной», во всех смыслах, появился в начале нулевых. Антон Городецкий из «Дозоров» Тимура Бекмамбетова сделал мир вампиров, как минимум, нестрашным: они могут соблюдать границы, следовать правилам, да и, вообще, жить по-человечески. Самое то в разгоняющейся в век России – есть «тёмные» и «светлые», выбирай, на чьей ты стороне: и там, и там – норм, между вампирами и людьми действует договор о сосуществовании.

Почему вампиры так заходят сейчас?

Сегодня, когда хочется покоя, воли и качественной работы интернета, в котором видено уже примерно всё, - все виды и зверств, и искусств, - тяжко рисовать себе ещё одного врага. Поэтому вампиры и превратились в друзей. Впрочем, в трёх топовых вампирских вселенных последнего года всё не так однозначно.

«ВАМПИРЫ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ»

Капитан Жалинский, ставший другом и помощником семье смоленских вампиров ("Вампиры средней полосы", реж. Антон Маслов, Андрей Богатырев)
Капитан Жалинский, ставший другом и помощником семье смоленских вампиров ("Вампиры средней полосы", реж. Антон Маслов, Андрей Богатырев)

История о том, как милейшая семья смоленских вампиров противостоит службе контроля за вампирами в лице облеченных властью людей и древнему жадному упырю, разбуженному по неосторожности.

В их мир с целью раскрыть преступление врывается московский следак Иван Жалинский и влюбляется в вампирку Аннушку, которая все годы своего вампиризма тоже служит в органах.

«Что ты такое?» - в ужасе спрашивает Иван свою коллегу, когда во время секса с ним она впервые показывает клыки. А потом он привыкает и примиряется, ведь хорошие вампиры лучше плохих людей.

«ПИЩЕБЛОК»

Валерка Лагунов, школьник против вампирской системы ("Пищеблок", реж. Святослав Подгаевский)
Валерка Лагунов, школьник против вампирской системы ("Пищеблок", реж. Святослав Подгаевский)

История о том, как пионер в летнем лагере противостоит косящему под доброго пенсионера стратилату и вместе с молодым вожатым, влюблённым в вампирку, побеждает зло.

Валерка Лагунов, добрый и классный пацан, пережив потерю брата, заражённого вампиризмом в этом же лагере, научается бороться с кровопийцами, подчинёнными лишь одному хозяину.

Мальчишке удаётся разрушить сам пищеблок – систему, в которой добрые пионеры – лишь безвольные, бессловесные тушки в лапах своего кровожадного повелителя.

«КАРАМОРА»

Пётр Каразин, анархист, который изменит историю ("Карамора", реж. Данила Козловский)
Пётр Каразин, анархист, который изменит историю ("Карамора", реж. Данила Козловский)

История о том, как анархист Пётр Каразин втягивает невесту в политическую борьбу и, когда девушка гибнет от клыков вампира, мстит всем упырям России.

Вампиры в «Караморе» - будущий контингент «философского корабля», прямые претенденты в будущее белое движение, расстрельные списки будущих двадцатых годов прошлого века в полном составе.

Карамора убивает вампиров и людей, уподобляется монстру, но, узнав, что его невеста жива, жена вампира и тоже вампир, он возрождает в себе человека в последней попытке спасти этот мир.

Опер Иван Жалинский, пионер Валерка Лагунов, анархист Карамора – неутешительная градация от тотального неприятия кровопийц до полной к ним толерантности, которая во всех трёх случаях оборачивается одним – все герои тоже становятся вампирами.

Это, вместе, и жутко, и объяснимо – какие времена, такие и превращения.

Друзья, если вам понравился этот материал, ставьте лайк и подписывайтесь! Будем рады, если послушаете наш подкаст и заглянете в наш телеграм-канал.

#cериалы #вампир #карамора #вампиры средней полосы #пищеблок #подкаст #искусство