Найти тему
Medi@Vyshka

Интерпритация визуальной информации

Обработка визуальной информации – это навык, который позволяет нам обрабатывать и интерпретировать смысл информации, которую мы получаем посредством зрения. Зрительное восприятие играет большую роль в нашей повседневной жизни. Она помогает нам в обучении и взаимодействии с людьми. Из-за легкости, с которой мы полагаемся на визуальное восприятие, мы склонны упускать из виду всю сложность этого процесса. Понимание того, как мы интерпретируем то, что мы видим, может помочь в разработке и организации визуальной информации.

Сегодня мы рассмотрим один из экспериментов, который раскрывает одну из идей о том, как мы с вами воспринимаем визуальную информацию.

Психолог Ричард Грегори (1970 г.) был убежден, что визуальное восприятие зависит от нисходящей обработки.

Нисходящая обработка, или концептуально управляемый процесс, осуществляется тогда, когда мы формируем представление о большой картине из мелких деталей. Мы строим предположение о том, что видим, на основе ожиданий, убеждений, прежних знаний и предыдущего опыта. Другими словами, мы делаем обдуманное предположение.

Теорию Грегори подтверждают многочисленные доказательства и эксперименты. Один из самых известных примеров — эффект полой маски:

Когда маска поворачивается полой стороной, вы видите нормальное лицо

Грегори использовал вращающуюся маску Чарли Чаплина, чтобы объяснить, как мы воспринимаем полую поверхность маски в виде выпуклостей, основанных на наших представлениях о мире. Согласно нашим предшествующим знаниям о строении лица, нос должен выступать. В итоге, мы подсознательно реконструируем полое лицо и видим нормальное.

Как мы воспринимаем визуальную информацию согласно теории Грегори?

1. Почти 90% информации, поступающей через глаза, до мозга не доходит. Таким образом, мозг использует предыдущий опыт или имеющиеся знания для конструирования реальности.

2. Визуальная информация, которую мы воспринимаем, соединяется с ранее сохраненными сведениями о мире, полученными нами опытным путем.

3. Исходя из различных примеров теории нисходящей обработки информации следует, что распознавание образов основывается на контекстуальной информации.

Почему возникают так называемые иллюзии восприятия?

В философии и науке мышление традиционно отделяется от восприятия, при этом зрение рассматривается как пассивное окно в мир, а мышление — как активное решение задач. И лишь относительно недавно появилась гипотеза о том, что в восприятие, в особенности зрительное, необходимо вовлечен мыслительный процесс решения задач, основанный на прошлом опыте.

Чем больше знания о воспринимаемой ситуации мы имеем, тем меньше необходимость в обработке новой информации. Когда знание доступно нам практически полностью, главную роль в восприятии играет прошлый опыт. Нисходящий процесс становится более значимым для восприятия человеком окружающего мира, чем восходящий.

Ошибки восприятия (иллюзии) могут возникать по причине того, что знание не соответствует ситуации, в которой применяется. Поэтому изучение иллюзий крайне важно для выяснения роли когнитивного компонента в восприятии. Только недавно появилось осознание того, что прошлый опыт вносит существенный вклад в восприятие, и до сих пор эта гипотеза вызывает споры.

Образы восприятия — это перцептивные гипотезы, предсказывающие не воспринимаемые явно характеристики объектов, причем предсказывающие моментально, компенсируя тем самым задержку реакции нервной системы. Таким образом, время реакции сводится к нулю, и события в настоящем предсказываются на основе сигналов, поступающих с задержкой.

Важной проблемой для теории восприятия является восприятие объектов и сцен в трехмерном окружающем мире, сильно отличающемся от размытого двухмерного сетчаточного изображения. Яркое подтверждение использования знаний при восприятии— феномены перцептивных иллюзий: они наблюдаются в тех случаях, когда знания не подходят к текущей ситуации и поэтому систематически вызывают ошибки восприятия, хотя физиологические механизмы зрения продолжают работать нормально.

Белая шляпа воспринимается выпуклой, хотя на самом деле вогнута. Внутренняя поверхность маски кажется выпуклой, если рассматривать ее с расстояния больше метра. Здесь нисходящий поток информации (знания о форме лица) противостоит восходящему (сенсорному сигналу). Нисходящее знание или восходящий сигнал получает преимущество, и выпуклое лицо превращается в вогнутое или наоборот всякий раз при достижении критического расстояния между маской и наблюдателем. (Это позволяет сравнивать влияние сенсорного сигнала и прошлого опыта путем исключения действия одного из них.) (гиф. 1)

Чрезвычайно трудно дать удовлетворительное определение иллюзии. Это может быть уход от реальности или искажение истинного положения дел, но как же точно ее определить? Пожалуй, лучше, если мы ограничим понятие иллюзии до систематических расхождений между зрительным или любым другим восприятием и измерениями при помощи часов, линейки, экспонометра и прочих физических приборов.

Очевидно, существует два отличающихся друг от друга типа иллюзий: иллюзии, вызванные физическими причинами, и когнитивные иллюзии, возникающие по причине неправильного приложения имеющегося знания. Несмотря на столь разные причины, иллюзии могут порождать на удивление сходный субъективный опыт (например, искажение длины или кривизны), что создает сложности в классификации и требует экспериментальной проверки.

Иллюзии, вызванные искажениями светового потока между предметами и глазом, отличаются от иллюзий, причина которых — искажение сенсорных сигналов, идущих от глаза к мозгу, хотя и те и другие могут быть классифицированы как иллюзии физического уровня. От тех и других чрезвычайно отличаются иллюзии когнитивного уровня, возникающие из-за неверного применения хранящихся в мозге знаний для интерпретации сенсорных сигналов. В отношении когнитивных иллюзий крайне полезно разделять специфическое знание о предмете и общее знание, представленное в форме перцептивных законов. И то и другое может приводить к неверным выводам в нехарактерных ситуациях; эти ошибки могут быть обнаружены при помощи наблюдения и эксперимента. Примером неправильного использования специфического знания может быть то, что шероховатая поверхность воспринимается как дерево, хотя на самом деле является пластиковой имитацией или рисунком. Еще более впечатляющий эффект — восприятие вогнутой маски как выпуклой (гиф. 1), потому что лица редко бывают вогнутыми (перцептивная гипотеза о лице, очевидно, включает знание о том, что лица выпуклые).

Автор: Надежда Дик- студентка Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций (Казанский Федеральный Университет), профиль: Режиссура телевидения и цифровых медиапроектов.