Согласно теории Марра, зрительное восприятие — это процесс определения по образам, что именно присутствует в окружающем мире и где именно оно находится. При этом Марр считает, что принципиально важными свойствами предмета, позволяющими определить, что перед нами, являются его форма и пространственная организация. Поэтому, уточняя функцию зрения, Марр пишет, что предназначение зрения — это построение некоторого описания форм и местоположений объектов. Возможности зрения, разумеется, гораздо шире, оно дает нам информацию об освещенности поверхностей, их яркостях, цветах и текстуре, их движении и др. Однако все это является вторичным, и основной задачей зрения по Марру является формирование представления о форме.
Англо-американский ученый Дэвид Марр внес фундаментальный вклад в развитие компьютерного подхода в изучении зрительного восприятия. Его книга «Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов» и другие работы явились конкретной и продуктивной попыткой соединить логику психологического анализа механизмов зрительного восприятия и компьютерное моделирование этих механизмов.
Суть теории Марра состоит в том, что в основе зрительного восприятия лежат процессы сбора, представления, обработки и распознавания информации, наблюдаемого человеком реального мира. В его работе приводятся методологические предпосылки, описание используемого информационного подхода, структура, предлагаемая для представления процесса зрительного восприятия в целом, и путь, который привел к её формированию.
Основное содержание работы составляет информационный анализ феномена зрения человека, а именно способы построения вывода (алгоритмы), позволяющего по структуре изображения судить о структуре реального мира, а также обсуждение физических ограничений и допущений, обеспечивающих возможность построения такого вывода.
Стадии репрезентации:
Исходное представление, с которого начинается процесс обработки информации, представляет собой массив значений яркостей воспринимаемой картины, зарегистрированных фоторецепторами сетчатки. В дальнейшем процесс получения информации о форме состоит из четырёх стадий. Каждая стадия выделяется по критерию используемой на этой стадии репрезентации. В теории Д. Марра выделяются четыре иерархических уровня, или модуля, анализа информации.
1) первый уровень назван образом, который рассматривается как пространственно-временное распределение световой энергии на сетчатке и уже является началом процесса видения.
2) Первоначальным эскизом, или наброском, — называется второй уровень анализа. Результатом переработки информации на этой стадии является описание структуры распределения света на сетчатке: выделение текстуры, контуров, формы, взаимного расположения объектов в пространстве, расстояния до наблюдателя.
3) 2,5-мерный эскиз — третий уровень переработки информации. На этом уровне обрабатывается информация, проанализированная на предыдущем уровне. Здесь осуществляется определение общей ориентации и глубины контуров (как фигур, выделенных на некотором фоне, или видимых поверхностей) относительно наблюдателя.
4) Построение трехмерной модели — последняя стадия переработки зрительной информации. На этом уровне анализа создается общая сцена видения ситуации в виде отдельных объектов независимо от их расположения на сетчатке: у наблюдателя формируется объемное изображение видимого мира, которое независимо (инвариантно) от его собственного положения в пространстве или расположения объектов друг относительно друга. На этом уровне наблюдателю презентируется мир уже распознанных предметов и их взаимное расположение.
Автор: Николай Башкаров - студент Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций (Казанский Федеральный Университет), профиль: Режиссура телевидения и цифровых медиапроектов.