Найти тему

Государственная Третьяковская галерея и её шедевры

Третьяковкая галерея в Лаврушинском переулке - мой любимый музей в Москве. Непременно посещаю его, когда бываю в столице. Моя особая любовь - зал Врубеля. Причём, не могу сказать, что я была яростным поклонником этого мастера, но попав в тот зал, я не могла насмотреться на работы, "Демоны" Врубеля завораживали меня. И его керамика мне очень нравится.

Датой основания галереи считается 1856 год, когда Павел Михайлович Третьяков приобрел две первые картины "Искушение" Н.Г. Шильдера и "Стычка с финляндскими контрабандистами" В.Г. Худякова.

В.Г. Худяков "Стычка с финляндскими контрабандистами"
В.Г. Худяков "Стычка с финляндскими контрабандистами"

Недавно, 22 мая, Третьяковская галерея отмечала своё очередное день рождения. Без Павла Михайловича - купца, мецената, коллекционера произведений русского изобразительного искусства - мы бы сейчас не смогли любоваться таким количеством шедевров.

Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие.

Для общественности музей был открыт в 1867 году. На тот момент галерея включала в себя 1276 картин, 471 рисунок, 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. Коллекцией полотен западноевропейских мастеров занимался брат Павла Третьякова, Сергей.

Усадьба Третьяковых
Усадьба Третьяковых

Коллекция пейзажей появилась в галерее не случайно, ведь Павел Михайлович любил природу и тонко понимал её.

Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника.
Разворот книги "Шедевры Третьяковской галереи" с пейзажем И. И. Шишкина и портретом П. М. Третьякова художника И. Н. Крамского
Разворот книги "Шедевры Третьяковской галереи" с пейзажем И. И. Шишкина и портретом П. М. Третьякова художника И. Н. Крамского

Однако особое место в собрании произведений занимала портретная галерея, в которую входила коллекция портретов выдающихся деятелей русской культуры – композиторов, писателей, художников. Это задумка Павла Третьякова, он не только покупал уже созданные произведения, но и заказывал портреты.

Самым дорогим приобретением Третьякова стала коллекция картин В. В. Верещагина, написанная после туркестанского похода и путешествия по Средней Азии.

С расширением коллекции расширялась и сама галерея. Приходилось перестраивать и достраивать залы.

31 августа 1892 года Павел Третьяков передал свою коллекцию в дар городу. Это было связано с кончиной брата Сергея, который завещал своё собрание произведений и половину дома Москве. Пётр Михайлович объединил эти коллекции и передал городу вместе с домом. Павел Михайлович был назначен пожизненным хранителем галереи. В 1896 году Третьяков получает звание почётного гражданина города Москвы. Умер деятель в 1898 году.

После смерти Павла Третьякова его особняк реконструировали под экспозиции, а в начале 1900-х годах комплекс зданий объединили общим фасадом в виде древнерусского терема по проекту В. М. Васнецова.

Хочу сказать, что даже в дождливую погоду в Третьяковскую галерею порой стоит очередь посетителей, можете убедиться, пролистав фотографии.

При посещении музея в 2017 году мной была приобретена книга "Шедевры Государственной Третьяковской галереи. Русское искусство XII - начала XX века. Живопись. Рисунок".

Первый раздел - "Древнерусская живопись XII-XVII веков". Автор: Ю. А. Козлова.

Государственная Третьяковская галерея обладает первоклассным собранием древнерусского искусства, включающим в себя уникальные мозаики, фрески, иконы, миниатюры, предметы декоративно-прикладного искусства. Многие из них являются историческими реликвиями, неотъемлемой частью национальной духовной традиции, самобытного уклада жизни, выражающими нравственные и эстетические идеалы русского народа.

В этом разделе представлены иконы Богоматери Владимирской, Донской, иконы Новгорода, Ярославля, Пскова и Константинополя, иконы Андрея Рублева, Дионисия, Симона Ушакова и др.

Второй раздел - "Живопись XVIII — первой половины XIX века". Автор: С. С. Степанова.

Искусство XVIII — первой половины XIX века охватывает, по существу, две исторические эпохи. Своеобразие этого периода определилось спецификой историко-культурной ситуации, поскольку Россия развивалась до XVIII века вне европейской культуры Нового времени. Средневековая художественная традиция воплощала представление о мире и человеке в сакральной форме храмового искусства, не знавшего разделения на жанры. Светские изображения появляются во второй половине XVII века в виде так называемых парсун и парсунных партретов, соединивших канонические иконные приёмы и условность изображения с протокольной точностью в передаче внешности человека и деталей его одежды. Круг портретируемых практически ограничивался царскими персонами. Но исторические перемены в государственной и политической жизни России, направленные на европеизацию страны, привели к серьёзным изменениям в культурной сфере и бытовом укладе. Всего за одно столетие произошло становление светской культуры, породившей и новые формы изобразительного творчества, и новый художественный язык.

Представлена живопись И. Н. Никитина, А. П. Лосенко, И. П. Аргунова, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, О. А. Кипренского, К. П. Брюллова, А. А. Иванова, В. А. Тропинина и др.

Следующий раздел - "Живопись второй половины XIX века". Автор: Л. И. Захаренкова.

Государственная Третьяковская галерея обладает самым значительным и ярким собранием отечественной живописи второй половины XIX века. Основу и гордость этой коллекции составляют произведения, приобретённые московским купцом и промышленном, одним из замечательных людей своего времени Павлом Михайловичем Третьяковым (1832-1898). Задавшись целью собрать русскую школу, "как она есть в последовательно своём ходе", основатель галереи на протяжении более чем сорока лет (первые картины были куплены в 1856 году) следил за творчеством современных ему художников, приобретая их работы непосредственно в мастерских или на выставках. Органическая связь Третьякова с демократической культурой, гражданская позиция, высокий художественный вкус обусловили характер его собирательской деятельности. Из широкого круга произведений он умел отобрать всё лучшее, что определяло прогрессивную линию в художественном процессе. Основной вдохновляющей идеей собирательства Третьякова было создание общедоступного музея отечественного искусства, приносящего, по его словам, "многим пользу, всем удовольствие".

Можно увидеть работы В. Г. Перова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. Н. Крамского, Н. Н. Ге, В. В. Верещагина, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, А. И. Куинджи, И. И. Левитана и др.

Четвёртый раздел - "Живопись конца XIX — начала XX века". Автор: М. Л. Зингер-Головкина.

В Государственной Третьяковской галерее находится одно из крупнейших собраний русской живописи конца XIX — начала XX века. Продолжая коллекции древнерусского искусства, русской живописи XVIII-XIX веков, он общ представляет собой особую страницу в наследии отечественной культуры, качественно новый этап её развития.

Представлены работы М. А. Врубеля, В. А. Серова, А. Н. Бенуа, И. Э. Грабаря, А. Я. Головина, Н. К. Рериха, З. Е. Серебряковой, В. Э. Борисова-Мусатова и др.

Последний раздел книги "Рисунок XVIII — начала XX века. Автор: Е. Л. Плотникова.

Третьяковская галерея владеет большой коллекцией рисунка. Это великолепное собрание менее доступно зрителю, а потому и менее знакомо ему. В силу особой чувствительности бумаги, а также хрупкости самих рисовальных техник эти произведения не могут подолгу экспонироваться на свету. Поэтому показ рисунка в музее может быть только сменным и непродолжительным. Появляясь в экспозиции, произведения рисовального искусства неизменно радуют зрителя своей красотой и изысканностью.

Показаны работы Ф. П. Толстого, К. П. Брюллова, В. И. Сурикова, М. А. Врубеля, К. А. Сомова, Л. С. Бакста, Б. М. Кустодиева, К. С. Петрова-Водкина, Н. С. Гончаровой, В. В. Кандинского и др.

С Вами была Нина. Если Вам понравилась статья, поддержите лайком