Важность сенсорной стимуляции для младенцев
Новорожденные дети и младенцы нуждаются в формировании адекватного чувственного опыта. Неспособность обеспечить детям адекватную сенсорную стимуляцию подвергает их высокому риску задержки развития и нарушения мыслительных процессов. Известно, что с такой проблемой сталкиваются маленькие дети, выросшие в детских воспитательных учреждениях, а также недоношенные малыши.
Важность объятий
Одним из сенсорных путей, который способствует нормальному росту и развитию, является осязание. Потомство каждого вида – от червей и крыс до людей – проявляет положительную реакцию на частые ласковые прикосновения.
Мультисенсорная интеграция в настоящее время признана чрезвычайно важной для развития детей. Дети с дефектами развития нервной системы часто имеют нарушенную интеграцию нескольких сенсорных модальностей и поэтому должны быть обучены их правильному восприятию и интерпретации.
Все еще продолжаются исследования, какой именно способ прикосновений является наилучшим, способствующим нормализации роста и повышению уровня реакции на мультисенсорные стимулы, особенно у детей, которые были лишены такой стимуляции в младенчестве и раннем детстве.
Отсутствие тактильной стимуляции
Эксперименты на крысятах, выращенных в изоляции, без контакта с матерью, и на крысах, у которых были краткие сеансы поглаживания, показали, что лишение тактильной стимуляции, которая принимала форму облизывания матерью-крысой, вызывало отклонения в поведении у лишенных крысят даже после того, как они становились взрослыми. Более того, когда эти несчастные крысята сами стали матерями, они не смогли проявить полностью материнское поведение по отношению к своим собственным детям.
Такая же проблема была замечена у недоношенных детей, содержащихся в инкубаторах в течение первых нескольких недель. Часто эти малыши лишены осязания, но подвергаются воздействию звуков и света, не всегда имея возможность соотнести их с источником. Такая ситуация может помешать младенцам реагировать на социальные сигналы, а также сигналы окружающей среды, когда они вырастут.
С другой стороны, было показано, что «метод кенгуру» дает стабильно улучшенные результаты как психического, так и физического состояния недоношенного ребенка. Этот метод подразумевает, что малыша носят в слинге-переноске, при этом прижимают к груди воспитателя кожа к коже, надевая только подгузник. Ношение должно осуществляться как можно чаще, но не менее часа каждый день в течение хотя бы двух недель.
Развитие мозга и сенсорная стимуляция
Механосенсорная стимуляция очень важна для развития ребенка. Трудно обратить вспять негативные последствия у человека, который был лишен такой стимуляции в раннем возрасте.
Ученые утверждают, что мозг новорожденного развивает 2-3 млн синапсов ежесекундно. Эти синапсы прокладывают путь для чувственных сообщений, поступающих в мозг. Чем чаще синапсы используются, тем быстрее они становятся постоянными.
Если их не использовать, синапсы могут отмирать и приводить к явлению, известному как «обрезка». «Обрезка» в конечном счете предотвращает информационную перегрузку, отсекая нефункциональные пути.
Сенсорная стимуляция жизненно важна для развития сенсорных путей в мозге и, таким образом, способствует нормальному развитию. Она помогает ребенку познавать мир, общаться и формировать привязанности к другим людям.
Нормальная материнская стимуляция
В большинстве случаев ежедневное общение матери и ребенка вызывает стимуляцию ключевых чувств, в основном осязания, но в том числе стимулирует суставы, слух, зрение и вестибулярный аппарат.
Согласно научно-обоснованным данным, ежедневная активность, которая считается наиболее стимулирующей, – это естественное кормление, в то время как игры с ребенком, ношение на руках, купание и смена подгузника /одежды являются другими, несколько менее важными, источниками механосенсорной стимуляции.
Вообще сосание (материнской груди, пустышки или другого предмета) чрезвычайно полезно с точки зрения стимулирования роста и созревания у недоношенных детей. Сосательная активность влияет на желудочно-кишечную эндокринную секрецию малыша через блуждающий нерв и, таким образом, может увеличивать высвобождение инсулина, стимулировать моторику желудочно-кишечного тракта и функциональное созревание. Мать также извлекает выгоду, если ребенок сосет ее грудь – налаживается работа гормональной системы, и организм эффективнее тратит энергию.
Одним из захватывающих и полезных занятий является игра с ребенком. Однако между матерями и младенцами существуют индивидуальные различия, которые влияют на количество стимуляции, возникающей при каждом занятии. Таким образом, необходимо проводить индивидуальное консультирование, чтобы гарантировать оптимальную стимуляцию каждого ребенка дома при планировании лечебной программы.
Порядок сенсорного созревания
Важное открытие состоит в том, что все сенсорные системы созревают не одновременно, а скорее в определенном порядке, который не меняется. Этот порядок включает тактильное-вестибулярное-химическое-слуховое-визуальное созревание. Таким образом, во время рождения у ребенка есть пять органов чувств, работающих на очень разных уровнях.
К моменту родов у плода уже накоплен большой опыт тактильных и вестибулярных ощущений, включая ощущения, когда мать ходит, смеется, разговаривает, занимается спортом, купается и так далее. Эти различные ощущения часто сопровождаются слуховыми сигналами и физиологическими различиями, такими как учащенное сердцебиение, сокращения матки или ощущения поглаживания. Однако слуховая система развивается гораздо позже.
Таким образом, знание того, как ребенок воспринимает различные сенсорные модальности, во многом зависит от того, какие планируются мероприятия для его развития.
Советы по сенсорной стимуляции младенцев
- Давайте крохе объекты с разной текстурой и разной формы.
- Организовывайте игры в воде при соответствующей температуре.
- Держите ребенка на уровне лица или лежа так, чтобы ребенок мог видеть ваше лицо.
- Проводите время вне дома на природе, в тишине, слушая различные естественные звуки.
- Позволяйте малышу сосать разные чистые и безопасные предметы.
- Включайте для прослушивания музыку, подходящую для ребенка.
- Выкладывайте малыша, чтобы он мог наблюдать за движущимися объектами, такими как лопасти вентилятора, листья, ветви или тени на стене.
- Пусть кроха наблюдает за прыгающими мячами, чтобы он мог видеть, как они падают, подпрыгивают и снова поднимаются.
- Демонстрируйте ребенку погремушки и другие красочные и подвижные игрушки или предметы (должны быть легкими и без острых краев).
- Давайте подросшему малышу продукты с разными вкусами и текстурами.
- Занимайтесь с малышом раскрашиванием, рисованием, штамповкой и другими художественными занятиями.
- Нюхайте с ребенком продукты питания, цветы (если нет аллергии на пыльцу) и травы, приятные и безопасные ароматы.
- Разглядывайте различные прозрачные цветные объекты.
Ребенок должен находиться под присмотром во время каждого из этих занятий. И помните – главным стимулятором его развития является тепло опекающего взрослого, его прикосновения, речь и любовь.