В 2015 году на экраны вышел сериал «Метод». Он возымел успех, и было глупо предполагать, что его так просто отпустят на покой. Потому уже в 2020 году вышел второй сезон (ходят слухи, что и это не конец).
Я не считаю себя великим критиком или ценителем кино, поэтому мое мнение полностью субъективное и может вам не понравиться.
Дальше будут спойлеры, так что если вы, как и я, смотрите сериалы через несколько лет после выхода, то читайте на свой страх и риск.
Метод Быкова
Стереотипы о том, что все фильмы и сериалы отечественного производства довольно посредственные, преследует нас давно, но будем честными, не всё так ужасно. «Метод» один из примеров того, что и российские сериалы могут быть хорошими в плане качества. А когда видишь в кресле режиссера Юрия Быкова, а в главной роли Константина Хабенского, то сомнений становится еще меньше.
Вспомним первый сезон
Сюжет повествует о Есении Стекловой, которая хочет стать следователем и узнать, кто же убил ее мать, когда она была маленькой. Девушка идет стажером к следователю высокой категории — Родиону Меглину, который является своеобразной личностью, но всегда точно выслеживает убийц или маньяков и часто убивает их, а не задерживает.
Стиль повествования тоже интересный: в начале каждой серии нам показывают допрос Есении, которую почему-то задержали, и каждое ее воспоминание об очередном раскрытии — это основной сюжет. Только в конце сезона мы узнаем, почему она вообще в допросной комнате.
От сериала веет быковской безысходностью, когда показывают преступников, которые вроде делают что-то хорошее или искренне в это верят, даже сам как-то начинаешь сомневаться, настолько ли они плохие. Участие многих знаменитых актеров, которые появляются всего на одну-пару серий, тоже большой плюс первому сезону: Алексей Серебряков, Тимофей Трибунцев, Юрий Колокольников, Игорь Савочкин, Ян Цапник, Владислав Ветров, Денис Шведов и т. д.
Когда мы узнаем историю, кто и почему убил маму Есении, то там вполне всё логично, грустно и неожиданно. По крайней мере, в это веришь, ну и я не особо ожидала, что это Меглин. Концовка тоже полна печали и безысходности, но она правильная. Логически сериал был бы завершен, если бы нашли еще и злодея, который убил Аню, но даже без этого можно было бы его закончить, мол, не смогли найти, потому что Меглин мертв, а Есения отошла от дел.
Не скажу, что не вижу никаких минусов первого сезона, просто плюсы их все перекрывают. Единственное, что мне понравилось меньше всего, — поведение Есении в частях с допросом, где она неумело строила из себя Меглина, но это я объяснила тем, что после утраты любимого человека она переняла его привычки, чтоб чувствовать его рядом.
Второй «зачем его сняли» сезон, или Метод Войтинского.
Ох, тут есть где разойтись в плане недовольства, но начнем с того, что Юрия Быкова, который снял такие картины, как «Сторож», «Майор» и «Дурак», меняют на Александра Войтинского, известного по фильмам «Черная молния», «Призрак» и «Ёлки». Чувствуете, куда все идет? «Черная молния» нам, кстати, еще аукнется, но об этом позже.
После окончания первого сезона проходит год, Есения отошла от дел, у нее муж, которого играет вездесущий Александр Петров, и ребенок. Петрова нам показывали еще в первом сезоне. Там он и Макар Запорожский пытались вяло добиться Есению, но Александр был слишком несерьезным тусовщиком, а Запорожский — очень правильным, поэтому им особо не уделялось времени. А тут внезапно семья с Петровым, так он еще и в любящего и приличного семьянина переквалифицировался.
Макара Запорожского вернули в сериал, чтоб он повторил судьбу Нэда Старка из «Игры престолов», но прожил меньше, его убивают не в девятой серии, а во второй. Вы могли с таким же успехом не звать его и между делом сказать, что он женился и уехал куда-нибудь, ведь его убрали, чтоб у Есении в конце сериала вообще вариантов не оставалось среди ухажеров.
Случается череда убийств женихов, и Есения выходит на работу. После не очень удачных поисков маньяка и появления новых жертв к делу подключают более успешного следователя, которым оказывается Родион Меглин, но с сорванной крышей. Объяснять глупость этой ситуации выпало на долю врача Бергича. Он и рассказал главной героине, что Меглин тысячу раз необыкновенный и сердце у него расположено не там, где у обычных людей, потому Есения его не убила. А еще у него была клиническая смерть, и сердце несколько раз останавливалось и снова начинало биться, и вообще он не хотел умирать, вот и выжил.
Главная героиня, естественно, вспоминает все былые чувства и начинает уделять Меглину и работе с ним больше времени, чем своим мужу и дочке. Ей как-то весь сериал было все равно на дочь, только когда сначала на главную героиню нападут в доме, а потом украдут дочь, она начнет проявлять чувства, все остальное время с ребенком сидит Петров.
Стоит еще сказать, что стиль съемки такой же, как и в первом сезоне, — через допрос Есении. Он проводится после большей части сериала, но теперь с ней беседует психолог Самарин, который, кстати, единственный новый персонаж в основном касте. К этому мы тоже вернемся чуть позже. НО запомните его. Линия с допросом никакая, и если ее убрать, то сериал не пострадает.
Также во втором сезоне усилилась параллель с сериалом «Ганнибал». В первом сезоне я отметила это для себя, но тогда сходилось только то, что психически нездоровый следователь хорошо раскрывает все дела. Я подумала, мало ли где еще может быть такая линия, и отошла от этого сравнения. Второй сезон взял от этого сериала еще больше, теперь Меглин, как и Уилл Грэм, иногда представляет себя на месте убийцы. Да и сами убийства и маньяки стали намного кровавее и жестче. Чего стоят убийства кукольника (где он зашивал рот и глаза жертвам), если показать только моменты с жертвами, то эта серия очень хорошо впишется в один из сезонов «Ганнибала».
Да и вообще, судя по тому, как растягивали дела, прописывать их и убийства желания не было. Раньше «Метод 2» следовал заветам большинства детективных сериалов: одна серия — одно раскрытие, плюс основное и главное дело идет линией через весь сезон. Но теперь расследование дела идет две или даже три серии, просто надо было дотянуть до тех же 16 выпусков, что шел первый сезон. А чем еще можно растянуть? Постоянными догонялками с главгадом и много Петрова.
Но раз его было много в сериале, то и тут мы уделим ему больше времени. Судя по звонкам от «ТыМеняНеПоймаешь» из первого сезона, можно понять, что там злодей именно Петров. Голос они, конечно, исказили, но вот особенности произношения остались, и мы можем явно услышать, что это тот самый актер, который уже где только не снялся. Во втором сезоне решили поменять главного антагониста, но Петров все равно оказался козлом. Почему он помогает главгаду? Как его завербовали? В чем его мотивация? Вернуть жену и убить Меглина? Или он преследует другие цели? Непонятно. Но ясно одно: если в сериале появляется хоть один момент, где можно показать секс Петрова и его экранной жены, то этот момент используют. Зачем? Чтоб Петров покрасовался? Это же не дает нам ничего, просто показали, чтобы показать?
Теперь поговорим о главном гаде даже не сезона, а сериала, так как ТыМеняНеПоймаешь появляется и убивает еще в самой первой серии первого сезона. Но, как мы раньше заметили, сначала им должен был быть танкист, футболист, гопник против инопланетян и Гоголь в одном флаконе — Петров.
Но у нас тут появился новый персонаж. Он был богатым, у него были тачки, но он пришел работать психологом туда, где работает Есения. Фамилия его Самарин, а имя его «Никто бы и не подумал, что он злодей, вот вам неожиданный поворот». Нет, серьезно, вводят сомнительного вида персонажа, который со всеми налаживает контакт и всем хочет помочь, и мы в это поверим? Серии со второй уже не сомневаешься, что он стоит за всем. Я до последнего надеялась, что они специально делают это очевидным, чтоб в конце резко свернуть и сделать неожиданное заявление. И вообще, почему его ввели только во втором сезоне, если весь первый его ищут параллельно остальным делам?
Вообще мне было сложно воспринимать этого актера после фильма «Горько», где он сыграл главную роль, но еще сложнее стало его воспринимать, когда он появлялся в воспоминаниях с длинными волосами a.k.a. Кипелов. Но это уже мои личные проблемы. Мотивы тоже такие себе у него. Да, это ужасно, что отец практически отказался от него, но то, что полностью виноват Меглин, притянуто. Тем более нам сказали, что он богатый и крутой, так и живи спокойно себе. Но я не психолог и не могу судить, насколько серьезно на него могла повлиять та ситуация, поэтому мотив хоть слабый, но он есть, и ладно.
Ситуация с семьей Меглина тоже претерпела изменения. В первом сезоне нам сказали, что некто трое неизвестных заставили его убить семью. Он им отомстил, а следственный комитет завербовал его. Логично. Во втором сезоне же внезапно оказывается, что Меглин сам убил отца и случайно мать. Тут у нас мелькают детали: нож и фляга, с которыми потом ходит Родион, и кактус в крови. А как мы знаем, за каждого убитого маньяка Меглин покупал себе именно это растение. Есть версия, что его детское подсознание заблокировало это воспоминание и подменило его. Но я считаю, что они просто захотели поменять сценарий, иначе версию с подменой воспоминаний можно было бы и озвучить через уста Бергича или Самарина.
Кстати, про Бергича и его обитель — «Дом Скорби». Я не совсем поняла суть «переезда» психиатрической больницы. Она годами, если не десятилетиями, стояла на том месте, где была в первом сезоне, а во втором локация неожиданно меняется. Здание не выглядит новым, просто в другом месте. Но это я уже докапываюсь до деталей.
А теперь момент, который дал мне дополнительный стимул выплеснуть всё свое негодование сюда — концовка. Меглин обманывает ТыМеняНеПоймаешь и делает вид, что убил Есению. Но она жива, а он резанул себе вены, чтоб была имитация крови от воткнутого в живот Есении ножа. Грустно, но неплохо. Однако нет, не всё так просто. Меглин снова жив, и все живы, а еще все счастливы, хэппи энд.
Можно же было закончить сериал, как было в прошлый раз, чьей-нибудь смертью. Печально, но в духе сериала. У Меглина могло снести крышу, и он убил Есению, потом опомнился, убил Самарина, забрал ребенка и стал воспитывать. Или Есения могла убить Меглина, потому что чердак у него совсем прохудился, потом убить Самарина и забрать свою дочь. Или Меглин бы резанул себе вены, как и было, но не выжил. А тут мало того, что он живой, он еще и стал почти нормальным (все еще видит юную версию себя).
Но всё закончилось не просто так. Они всей семьёй решили поехать на море. Знаете, что было дальше? Никогда не угадаете. Они просто едут по дороге, въезжают в ограждение, ломают его и летят на машине, как в «Чёрной молнии»! Просто... Зачем? К чему тут этот момент? К чему фантастические полеты на машине в сериале, который в целом смотрится реалистично? Что это дает, кроме отсылки на фильм? Спасибо, что не под песню Александра Рыбака «Я не верю в чудеса».
Я очень старалась разглядеть плюсы в этом сезоне, но мне это давалось с трудом. Тут ситуация обратная первому сезону, минусы перекрывают всё положительное. Пожалуй, больших плюса тут два. Первый — игра возрастных актеров: Хабенский и Гармаш в образах «психов» смотрятся лаконично, на их актерскую игру смотреть одно удовольствие, Виталий Кищенко (Андрей Стеклов), Кирилл Полухин (Седой/Быков), Евгения Симонова (учительница) тоже отыграли шикарно.
Второй плюс — прием с ребенком. Когда герой видит юную версию себя. Прием избитый, но действенный, и тут был применен грамотно. На этом и всё, к сожалению.
Ну и главное, что не радует, обещают еще и третий сезон. Надеюсь, этого не случится. Ну а если и выпустят, то для меня существует только один сезон — первый, второй воспринимаю больше как фанфик.
Спасибо за потраченное время!