Найти тему
Арт-дневник

Выставка художника Тимофея Смирнова «Азбука дней или проникновенное чтиво». Часть 2

Продолжаю показывать картины и описания с персональной выставки художника Тимофея Смирнова «Азбука дней или проникновенное чтиво», которая открылась вчера в галерее FINEART на Винзаводе. Текст пришлось разбить на две части, потому что описания к картинам достаточно объемные. Итак, продолжаю.

Вам понравится, если вы любите... разгадывать интеллектуальные загадки :)

«Пов. он и оф»

Хочется начать со слов «давным-давно…» Да, именно давным-давно я увидел обложку журнала Print с изображением карандашей на обложке. Они прорывали бумагу под разными направлениями. В далеком детстве я не мог себе представить, что этот образ мог бы значить, но все-таки осознал, что обложка журнала может выразить что-то важное для меня в будущем. И так и случилось, что я посвятил себя бумаге и карандашам. «Давным-давно, но попозже» я стал не только рисовать, но и собирать карандаши путем — «дайте мне карандаши», а как следствие — накопил приличную по размеру коллекцию. Именно по размеру «единиц хранения», так как там (в этой каше) — еще нет особой ценности. Ну кроме количества и «ненужности». Нет у меня карандаша летописца ВЕЛИКОГО Толстого, который тайно в кармане записывал за Толстым мысли. Не встречаются карандаши Николая Второго или «образцы деревянных пишущих предметов» из недр НКВД со «СМЕРШем» (решавшими судьбу), ну или на худой конец карандаша из предыдущей версии «Джокера», которым он убил своего противника, к несчастью нет и карандашей великих художников. Были и есть карандаши НЕТРОНУТЫЕ и НЕНУЖНЫЕ, но с историей. Неведомой даже тем, кто их мне бережно передал. Спасибо им всем за это отдельное. Теперь, собственно — о карандашах. Их (мои карандаши) никто не трогал по 40-60-70 лет, даже ни разу не заточил перочинным ножом или банальной «точилкой». Их лишь бережно хранили в сухости и темноте. Ну и без определенной цели… иными словами, обратив на них (братию ненужных карандашей) внимание, я словно стал размышлять об их смысле. А в чем их смысл? Вроде бы их смысл портить бумагу, выражать мысли и образы, стать рисунком или хотя бы очертанием чего-то большего, чем они сами. Но, начал собирать карандаши, я понял, что даже один карандаш — и есть рисунок. Альфа и омега художника и жизни. Мысль художника и замысел жизни способны выражаться через самое простое. Есть такое мерзкоеслово — клаузура/почеркушка. И вот эти несчастные — «неоточеши» (нет такого с лова), пока еще лежащие скромно в коробке ЖАНРА. Ну а мое личное мнение, скромное мнение о рисунке, что он все равно. Рисунок — это тренд, брэнд и МАСТ ХЭВ.

Фото: Евгения Винькова. Холст, карандаш, акрил. 200х200 см
Фото: Евгения Винькова. Холст, карандаш, акрил. 200х200 см

«Проникновенное чтиво»

Когда квартира, в которой мы с моим старшим братом родились и выросли, еще была коммунальной, сосед Яков Ефимович Корф бегал по двум моим лестницам, ведущим на второй уровень взад-вперед. Потрет газетку в туалетной комнате — манжеты постирает в раковине в ванной. И так часами. Нет. Он не был перформансистом и это не был авангардный спектакль. Дело в том, что он состоял на учете в психбольнице на улице Кирова, номер дома не помню (ныне улица Мясницкая).

Вот, разбирая завалы мусора в принадлежащих соседу ранее комнатах после его кончины, я обнаружил жемчужину. Эта табуретка — не горькое наследие безумца, а послание из прошлого.

Это было много лет назад. Мы с моим братом делали экспозицию в галерее «АЗ» с матом и споря о правилах держания пилы в руках. Мы создали сие. Это была часть его проекта «я вижу ангелов». Под грузом книг прогибается не только земля, а знания имеют не только вес, но и вкус еды, лишь тот, кто прочел, то есть прожил многое, способен проникнуть в суть ноосферы. Столько лет прошло и я согласился. Я тоже вижу эту ноосферу.

Ну и… в мусоре и безумии встречается золото, благородно мерцающее блеском прошлый лет и дней.

Фото: Евгения Винькова. Объект 45х37х45
Фото: Евгения Винькова. Объект 45х37х45

«Гнать. Держать»

Все-таки само слово креативность я нее очень жалую. А вот смысл - обожаю. Затейники и затейницы, парадоксально мыслящие, выдумщики, придумщики и даже самоделкины — вот кто для меня креативный класс. Те самые-самые, что солью земли величаются. Они придумывают, а всем от этого хорошо! Молодцы они, правда часто непонятыми остаются. Иными словами, не сразу монетизируют придумку/выдумку. Но! Это временно. А не вневременно. Уверен — будут продаваться идеи без их выполнения. Просто как инструкция и мотивация! И это время на за горами. Хотя… не очень звучит. Скорее «уже вчера» выдумывать важнее, чем исполнять. Вопрос лишь в цели! В чем цель выдумывать будущее? Ради денег и славы? Всеобщего счастья? Я думаю, что нет!

Все лишь ради чувства собственного достоинства! Ведь мы — люди! Со времен Пико Делла Мирандолы, написавшего «речь о достоинстве человека» изменилось все, даже Ницше, которые вырос на этом тексте. Так будем фантазерами, но не как из одноименной песни. Зову и призываю вас подниматься по лестнице из книг, даже если и с целью повеситься на люстре. Ну кто как хочет… ценнее с целью — стать выше и лучше.

Фото: Евгения Винькова. Холст, карандаш, акрил. 110х100 см
Фото: Евгения Винькова. Холст, карандаш, акрил. 110х100 см

«Пролетарская готика»

Есть идея! Не Икея! Советы самому себе и не только! Научитесь играть на баяне смыслов! Художественный мир погружен в мир банальных идей и бродячих банальностей. Сюжеты так называемой фигуративной живописи настолько безидейны, что можно просто составить их список: голая тетка-сердцеедка, скучный пейзаж без никого и ничего, тетка в очках солнцезащитных, пляжи, приметы нынешнего времени, гаджеты, фаст-фуд, но и дорогая еда, окна, город, цветочки. Короче — я веду к тому, что все это скучно. Плюс — после того, как интернет заработал в постсоветском пространстве, стало прям очевидно, что воруют наши просто все и ото всюду, калькируют манеру, приемы, вышеперечисленные сюжеты! Питательной средой своего искусства должен быть ты сам! А фантазия художников не должна показывать свою инвалидность. Как же придумывать и мыслить нестандартно? Начнем с простого — с определенного момента — не смотреть ничего у других! Не смотреть журналы и рекламу! От себя — это значит про себя! В связи со своими переживаниями и знаниями. Юмор стал жестче, музыка виртуозней и техничней. Ты должен двигаться мыслями в такт! Не умеешь придумывать — живешь на 3-м этаже, а должен на 11-м или 25-м. Потому — эскизы! Прежде чем твои шаловливые ручки тянутся к холсту или бумаге — подумай, чего нового ты предлагаешь миру! Если пользуешься чужим — не скрывай, но иронизируй над этим. Очень старая информация — новая информация! Смотри старые книги! Ходи в библиотеку! Но лучше делай свои фото, свои зарисовки. Синтезируй и улучшай свои идеи! Их трех, пяти потоков информации и опыта! Но! Никакого «утром в газете — вечером в куплете»! Картины, арт-объекты должны быть словно преступление или террористический акт. Их надо продумывать, а потом с легкостью исполнять. Вымученное никому не нужно. Но всегда плохое. От «Явления Христа народу» до других «долгостроев». Самое главное — свой внутренний мир, сформировав его — обретешь себя в искусстве, даже если оно умерло! Артистизм, остроумие, точный выбор средств, чувство времени — это залог любого успеха! Но нужна и искренность! Это не наивность, а огромное желание быть честным! Дерзайте и не будьте «повторюшками». А то это – как жениться на бывшей жене друга или родственника. Как будто доедать за кем-то. А оно вам — надо? Не ходите по чужим дорогам! Придет время и стоить будут только идеи! Ибо их немного и они не всем приходят в голову. А исполнители найдутся!

Фото: Евгения Винькова. Холст, карандаш, акрил. 110х100 см
Фото: Евгения Винькова. Холст, карандаш, акрил. 110х100 см

«Третий не лишний»

Креатив как третий глаз.

Можно быть начитанным.

Можно быть расчетливым.

Можно быть «накаченным».

Можно быть «насиликоненным».

Можно быть раскрепощенным.

Можно даже быть упертым и трудолюбивым. Но! Это все не помогает в нашей жизни без главного.

А главное – быть креативным! Не предприимчивым «мелким бесом», не барыгой и стрекулистом, не спекулянтом и шаромыгой, а по-настоящему деятельным!

Именно креатив выводит на новый уровень заработка, интереса к жизни. Это не просто можно, а необходимо сегодня. Очень многие не могут сдвинуться с места, потому что не успели/не смогли подстроиться под современные реалии, где одних только навыков мало.

А креативное мышление «закрывает» серьезные вопросы: выделяет человека среди остальных, делает его стиль и манеру исполнения неповторимой, формирует творческий имидж и личный бренд.

Учиться этому тоже не просто. Можно, а уже Надо и начать нужно было вчера.

Это станет вашим зрением, вторым дыханием и третьим глазом.

Фото: Евгения Винькова. Холст, карандаш, акрил. 155х155 см
Фото: Евгения Винькова. Холст, карандаш, акрил. 155х155 см

Вот здесь вы можете прочитать первую часть.

А вот интервью, которое я брала у Тимофея в прошлом году.

Можете делиться впечатлениями в комментариях.

Вот тут вы можете найти навигацию по полезным статьям моего канала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал :)