Найти тему
Александр Дедушка

«Нет пророка в своем отечестве», или жизнь по инерции. Долго ли протянет на ней Россия?

Оглавление
Примеры инерции
Примеры инерции

В Евангелии описан примечательный эпизод, когда Иисус Христос пришел в «Свое отечество», где Его все хорошо знали с детства, но не был там принят так, как его принимали там, где Его не знали.

Давайте присмотримся:

«Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его.

Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его?

Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? не здесь ли между нами Его сёстры? И соблазнялись о Нем.

Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников ив доме своем.

И не мог совершить там никакого чуда; только, на немногих больных возложив руки, исцелил их.

И дивился неверию их…» Мк. 6. 1-6.

Что ж, жителей Назарета, где вырос Иисус Христос, понять можно.

В их голове не могло уложиться, что Человек, которого они хорошо знали, не просто Божий Сын или пророк, а даже просто слишком отличается от них какими-то необычными способностями.

Увидеть в Иисусе Христе Кого-то Другого, чем Его знали раньше, не давала самая обычная инерция мышления, которая направляет сознание человека в русло привычных шаблонов.

Давайте отвлечемся от рассмотренной Евангельской истории и взглянем на этот эпизод с более широких позиций, опять же не поддаваясь шаблонам мышления, а стараясь выйти за них.

Та инерция мышления, с которой столкнулся Иисус Христос, является частным случаем проявлением более широкого закона инерции или хорошо известной из физики – силы инерции.

Собственно, ее точно охарактеризовал Ньютон в своем первом законе.

По этому закону все тела движутся прямолинейно и равномерно (то есть по инерции), если на них не действуют другие тела или действие других тел компенсируется.

Философия всеединства утверждает, что в мире существует фундаментальные законы, которые пронизывают мироздание снизу доверху, законы, на которых это мироздание стоит и которые, будучи едины по сути, по-разному проявляют себя на разных «этажах» этого мироздания.

Собственно, с теологической точки зрения, по-другому и быть не может. Мир – это творение Божие, и он носит в себе точный отпечаток замысла Божия, законов, по которым он был когда-то создан.

Закон инерции – и есть один из таких фундаментальных законов, проявляющийся на всех уровнях бытия, где присутствует хоть какая-то материальность.

Как он проявляет себя в физике и в обычной жизни, думаю, не стоит – это хорошо известно.

Вращение планет вокруг солнца или спутников вокруг земли, а также наши падения при резком торможении автобуса – самые простые и явные проявления закона инерции.

Сложнее рассмотреть действие закона инерции в других сферах, но этот тоже вполне возможно.

Например, вы задумали изменить образ жизни, отказавшись от вредных привычек и решив каждое утро делать зарядку. Но…

Вот она – инерция старого образа жизни! Она просто влечет вас жить по-старому, и требуется немалая сила воли (это уже по второму закону Ньютона), что переломить старые привычки и наладить новый образ жизни.

Да, как в обычной физике, чтобы изменить направление движение предмета, нужно приложить к нему силу, так и нам, чтобы изменить направление своей жизни, нужно хорошо потрудиться и приложить немало сил.

Мало этого, как наше личное, так и общественное сознание тоже подвержено закону инерции.

Понадобилось несколько веков, чтобы идея Коперника о вращении земли вокруг солнца, а не наоборот, утвердилась в сознании. Такова была сила инерции.

Даже наши чувства и те подвержены этому закону.

Мы не можем мгновенно перейти от одного переживания к другому, ибо у каждого, в зависимости от его силы есть тоже своя инерция.

Общественное развитие тоже подвержено закону инерции.

Это хорошо видно на примере таких сложных образований как государства.

Они не сразу создаются и не сразу разрушаются.

Например, при создании древнерусского государства было несколько попыток.

Мешала инерция общинного сознания, не желающего подчинения какой-то внешней княжеской власти.

Потом подобное повторилось при образовании Московского государства.

Инерция удельного мышления еще очень долго давала о себе знать, вызывая кровавые смуты и крутые меры в лице того же Иоанна Грозного.

Но и разрушаются государства тоже не сразу. Утратив духовную устойчивость в виде ценностей и нравственно прогнив, они еще продолжают какое-то время свое существование по инерции.

Иногда только сильные внешние толчки способны окончательно обрушить такие насквозь прогнившие государства.

За примерами из российской истории далеко ходить не надо.

Основой духовного устройства дореволюционной России была православная вера.

Уже во время первой русской революции 1905-1907 гг., когда русские на улицах Москвы и других российских весей убивали таких же православных соотечественников, стало ясно, что настоящая вера уже утрачена не только в высшей верхушке власти и прослойке интеллигенции, но и в народной массе.

Но Россия еще развивалась по инерции вплоть до первой мировой войны, когда ее катаклизмы вместе с новой революцией окончательно обрушили ее.

Интересно, что и с Советским Союзом, возникшем на развалинах Российской империи, «инерциальная» история повторилась.

Его духовной основой была вера в коммунистическое будущее. Но уже в 70-е годы, когда стало ясно, что обещанный Хрущевым к 1980 году коммунизм не наступит, эта вера выветрилась из душ советских людей.

Но Советский Союз еще просуществовал вплоть до начала 90-х годов только по инерции, накопленной за годы своего развития.

И вот теперь современная Россия завершает свое инерциальное движение.

В 90-е годы она получила новый духовный толчок, когда открылась возможность восстановить вековые национальные ценности – ВЕРУ- ОТЕЧЕСТВО-ЛЮБОВЬ (ВОЛ).

Народ мог вернуться к своей тысячелетней православной вере, но колебнувшись в ее сторону, так и остался к ней в своей массе равнодушным.

Его захватило западное потребительство и жадность к деньгам, и его духовной основой осталось примитивное язычество с желанием пожить в свое удовольствие «здесь и сейчас» вне каких-либо «химер» - коммунистических или христианских.

Но Россия не сможет устоять без настоящей духовной основы. Она создавалась как великая держава православной верой в Христа и без этой веры обречена на распад.

Сейчас Россия опять же движется по инерции советского прошлого и духовного толчка 90-х годов, которые на глазах исчерпывают свою силу.

Христиан становится все меньше, а язычников и «барабанщиков» (которым «по барабану» все религиозные «сказки») все больше, и их духовный вес уже перевалил «критическую массу» распада современной России.

И, похоже, не хватает только толчка (внешнего нападения или внутренней смуты), чтобы обрушить ее окончательно.

Так что не будем обольщаться – долго в историческом плане на современном инерциальном движении мы не протянем.