Незнакомые, малоупотребительные, скорее, совсем не употребительные в современной разговорной речи слова ставят в тупик учеников, потому что они их впервые видят и слышат. Чаще это старославянские, церковнославянские, древнерусские слова. И так из-за одного непонятного слова можно остаться без балла.
Например, АЛЧ__ЩИЙ. Что это за слово?! Какую букву туда вставлять?! От какого слова оно образовано?! Вот такими вопросами закидывает меня ученик. Спокойствие! Объясняю: слово АЛЧ__ЩИЙ образовано от АЛКАТЬ (голодать, хотеть есть, жаждать чего-то). Перед -ТЬ суффикс -А-. Значит, слово 1-го спряжения, поэтому пишем суффикс -УЩ-.
Они РОПЩ__Т. Тоже то ещё словечко. Образовано от глагола РОПТАТЬ (выражать недовольство, обиду, сетовать). Опять суффикс -А- перед -ТЬ. Следовательно, 1 спряжение, в 3-м лице мн.ч. пишем окончание -УТ.
НЕЗЫБЛ__МЫЙ. Как только ни коверкают ученики глагол, от которого образовано причастие: и не зыблИть, и не зыблЕть. На самом деле, был такой устаревший глагол ЗЫБАТЬ (качать, колыхать(ся)). Видели ЗЫБКУ (люльку, колыбель для младенцев)? Итак, ЗЫБАТЬ - глагол 1-го спряжения, так как суффикс -А- перед -ТЬ, поэтому пишем суффикс -ЕМ-.
Таким образом,чтобы не ошибиться в выборе буквы, нужно, как видите, не только знать правила, но и понимать значения слов. Для этого нужно обогащать свой словарный запас, читая не только современную литературу, но и литературу хотя бы 19 века, историческую.
Ставьте 👍 за полезность.
Подписывайтесь, чтобы знать все нюансы при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.