Страдание или боль в широком смысле может быть переживанием неприятности и отвращения, связанным с восприятием вреда или угрозы вреда у индивида. Страдание является основным элементом, составляющим отрицательную валентность аффективных явлений. Противоположность страданию - удовольствие или счастье.
Слово страдание иногда используется в узком смысле физической боли, но чаще оно относится к психологической боли, или еще чаще оно относится к боли в широком смысле, то есть к любому неприятному чувству, эмоции или ощущению. Слово боль обычно относится к физической боли, но это также общий синоним страдания.
Многие эллинистические философии обращались к страданию. В цинизме (философии) страдание облегчается достижением ясности ума или ясности (буквально "свобода от дыма", что означало ложную веру, бессмысленность, глупость и тщеславие), развитием самодостаточности, невозмутимости, любви к человечеству, безразличиях к превратностям жизни.
Страдание играет важную роль в ряде религий в отношении таких вопросов, как: утешение или облегчение; нравственное поведение (не причиняй вреда, помогай страждущим, проявляй сострадание); духовное продвижение через жизненные трудности или через добровольные испытания (умерщвление плоти, покаяние, аскетизм); высшеесудьба (спасение, проклятие, ад).
Художественные и литературные произведения часто сопряжены со страданиями, иногда с большими издержками для их создателей или исполнителей. База данных литературы, искусства и медицины предлагает список таких произведений по категориям искусство, кино, литература и театр.
Социальное страдание, согласно Артуру Кляйнману и другим, описывает "коллективные и индивидуальные человеческие страдания, связанные с условиями жизни, сформированными мощными социальными силами". Такое страдание вызывает все большую озабоченность в медицинской антропологии, этнографии, анализе средств массовой информации и исследованиях Холокоста, говорит Иэн Уилкинсон, который разрабатывает социологи страдания.
Страдание и удовольствие - это соответственно негативные и позитивные аффекты, или гедонические тона, или валентности, которые психологи часто определяют как основные в нашей эмоциональной жизни. Эволюционная роль физического и психического страдания через естественный отбор является изначальной: оно предупреждает об угрозах, мотивирует совладание (борьба или бегство, эскапизм) и отрицательно усиливает определенное поведение.
Болезни и травмы могут способствовать страданию у людей и животных. Например, страдание может быть признаком психического или физического заболевания, такого как пограничное расстройство личности, а иногда и запущенного рака. Здравоохранение решает эту проблему многими способами, в таких областях, как медицина, клиническая психология, психотерапия, альтернативная медицина, гигиена, общественное здравоохранение и через различных поставщиков медицинских услуг.
Поскольку страдание является таким универсальным мотивирующим опытом, люди, когда их спрашивают, могут связать свою деятельность с его облегчением и предотвращением. Например, фермеры могут утверждать, что они предотвращают голод, художник могут говорить, что они отвлекают нас от забот, а учителя могут утверждать, что они передают инструменты для преодоления жизненных опасностей.
Философ Леонард Кац писал: "Но Природа, как мы теперь знаем, рассматривает в конечном счете только пригодность, а не наше счастье, и не стесняется использовать ненависть, страх, наказание и даже войну наряду с любовью в упорядочении социальных групп и выборе среди них, точно так же, как она использует боль, а также удовольствие, чтобы заставить нас кормить, поить и защищать наши тела, а также укреплять наши социальные связи".