Часто сталкиваюсь с мнением, что фольклорные героини все на одно лицо. Самое интересное, что чаще всего такое мнение высказывают люди так или иначе с гуманитарными науками связанные (и Проппа читавшие).
Действительно, есть архетипы, есть бродячие сюжеты.
Архетип — это постоянно повторяющийся символ, мотив или персонаж. Конечно, он будет повторяться, в этом его суть.
Я сейчас читаю легенды десятками, и если я встречу ещё одну сказку про то, как девушка бежала на встречу любимому, брак с которым не одобрил жестокий отец, так быстро, что превратилась в реку, я, наверное, закричу. Потому что у меня есть стойкое ощущение, что такие легенды есть про каждую реку. Иногда по две-три, если река большая.
Вот только среди этих многочисленных девушек-рек, заколдованных царевен и сидящих у окна старушек-матерей иногда попадаются такие алмазы, что закачаешься, нарочно не придумаешь, в адаптации Netflix не увидишь.
Как вам монахиня-колдунья, присоединившаяся к крестьянскому бунту и захватившая город? А между прочим, реальная историческая личность — Алёна Арзамасская.
Как вам воительница, которая перебила ордынское войско выдернутым с корнями дубом?
А злая колдунья, укравшая солнце?
Две подруги, которые подобрали сабли убитых воинов и сражались до смерти, лишь бы не попасть в плен?
Мстительная нечисть с железным носом и железными когтями?
Атаманша с полностью женской бандой?
Фольклорные героини
1 минута
29 прочтений
25 мая 2022