...Лишь закончилась запись альбома, пришла пора новой забавы: с «Мосфильма», от режиссера Токарева позвонила женщина и позвала музыкантов сниматься в кино.
Перед началом съемок группа поехала на студию «Мосфильм», где была записана песня «SOS», которая должна была стать, как обещал режиссер, лейтмотивом всего фильма. Студия была настоящая, профессиональная, в ней записывались большие оркестры; работать там было одно удовольствие - совсем не то, что в подвале ЦДТ. Правда, звукорежиссер и там не очень понимал, как надо писать «металлическую» музыку, поэтому музыкантам пришлось изрядно потрудиться и даже поругаться, пока они смогли объяснить ему, что искаженный сигнал, который поступает от их гитар к нему на пульт, это не брак, а необходимое требование стиля.
Потом начались съемки. В одном из цехов «Мосфильма» отстроили актовый зал школы, в которой шел выпускной вечер. Сбоку соорудили маленькую сцену, на которую вышли музыканты с гитарами и стали петь под ранее записанную «фанеру», а школьники пытались под эту музыку танцевать. Потом в зал вошла актриса, игравшая учительницу, и прокричала: «Заканчивайте! И расходитесь!» Эти слова одновременно означали и окончание участие «Мастера» в съемках фильма. То ли худсовет не утвердил Токареву изменения в сценарии, то ли ему так и не удалось увязать музыкальную линию с центральной линией сюжета, то ли он пообещал музыкантам провести в фильме две параллельные линии лишь для того, чтобы заполучить модную рок-группу на съемочную площадку, но в итоге от участия «Мастера» в фильме осталось только две минуты съемок.
- Ну, мы, наверное, еще несколько вещей у вас возьмем, - сказал режиссер. - Вот, например, песня «Встань, страх преодолей!» очень хорошо могла бы звучать фоном в моем новом фильме...
Оставалось доснять еще несколько эпизодов выпускного бала, на котором играл «Мастер», но музыканты, узнав, что никакого продолжения и никакой отдельной музыкальной линии в фильме не будет, обиделись и приняли решение больше не приезжать на «Мосфильм» и не сниматься. По съемочной площадке разъяренным тигром метался режиссер, загримированные школьниками актеры смолили сигаретки, оператор рассказывал ассистенту режиссера о том, как в выходные ездил за грибами за Можайск, а музыканты тем временем сидели у себя на базе в ЦДТ и играли разные риффы, из которых пытались вытащить новую песню. На Ленинский проспект, в Центральный дом туриста с «Мосфильма» метнулась женщина, работавшая у Токарева ассистентом режиссера. Сначала она пыталась стыдить музыкантов, а потом расплакалась:
- Родненькие, поезжайте! Они вас ждут на съемки! Если я вас не привезу, меня с работы уволят! А у меня же семья, дети!..
Нехотя музыканты начали собираться, упаковали инструменты, зачехлили комбики и, наконец, выехали. Женщина бегала кругами вокруг них, остановила «такси», затолкала в две машины музыкантов, сама плюхнулась на переднее сиденье, и они помчались на студию. Когда они приехали на «Мосфильм», оказалось, что Большаков сегодня одет по-другому. Когда они снимались в первый раз, на Андрее была надета красная футболка, а сейчас - черная. Так этот эпизод и вошел в фильм: сначала он на сцене в майке одного цвета, а потом – другого..."
(Год спустя, когда группа снова была на гастролях в Одессе, Грановский заприметил на одном из кинотеатров афишу фильма «Ночной экипаж». Музыканты купили билеты на утренний сеанс и отправились посмотреть фильм, в котором они снимались. Однако высидели лишь пять минут: фильм жутко не понравился. Уже потом Алик посмотрел этот фильм дома по телевизору, но, досмотрев его до конца, обнаружил там лишь две минуты с «Мастером».)
Тогда же стало известно, что в начале зимы в Лужниках состоится «Рок-панорама-87» - огромный фестиваль, который продлится целую неделю и на который приедут все самые лучшие группы со всего Советского Союза. Помня успех «Арии» на прошлогодней «Рок-панораме» в ЦДТ, музыканты «Мастера» возликовали: вот где они смогут показать себя и доказать всем, что именно они и есть самые-самые!
Однако Андрей Большаков был категорически против участия «Мастера» в этом фестивале.
Когда группа была на гастролях в Саратове, к нему в номер пришла делегация, состоящая из участников группы, во главе с Игорем Молчановым, чтобы выяснить, почему их ансамбль не выступает на «Рок-панораме».
- Андрей, мы должны там участвовать и всем круто «вставить»!
- Нет, мы выступать там не будем. Если мы выйдем на сцену «Рок-панорамы» сейчас, то просто облажаемся!
- Нет, мы не облажаемся! – закричали все хором.
- Да поймите же вы: это - не наша тусовка, - повысил голос Андрей. - Не мы заказываем там музыку. Организатором этой «Рок-панорамы» является Виктор Яковлевич Векштейн, поэтому даже если мы явно будем на высоте, он сделает все, чтобы не дать нам себя показать! Ничего личного – это шоу-бизнес! И если мы сразу после ухода из «Арии» выйдем и скажем: «Мы крутые!» - и плохо сыграем, то это будет не в нашу пользу. Подождите! Давайте не будем торопить события! Я лично собираюсь существовать долго. Господь устроит так, что у нас будет совместный концерт. Вот тогда мы выйдем и покажем... А пока не надо торопить события!
В итоге Андрей все же настоял, чтобы «Мастер» не участвовал в «Рок-панораме-87».
Во дворце спорта в Лужниках бурлили события и кипели страсти. Там очень удачно выступила «Ария», а также группы Московской рок-лаборатории «Тяжелый День», «Альянс» и «Бригада С». Но настоящим героем фестиваля стал свердловский «Наутилус-Помпилиус» - вся Москва - да что там – вся страна в те дни пела песню «Я хочу быть с тобой». Главный же приз достался старому московскому рокеру Сергею Попову и его группе «Алиби», сочинившим и исполнившим минорно-мажорный гимн рок-сообщества «Последняя песня», в котором многие рокеры узнали самих себя. Председатель жюри фестиваля Александр Градский прослушал эту песню стоя, со слезами на глазах – и судьба первого места была решена.
... А наши герои в эти дни отправились на гастроли по Уралу и Сибири.
В Свердловске «Мастер» пробыл две недели, выступая дважды в день и собирая по пять тысяч зрителей на каждый концерт. Пиротехники, устраивавшие на концертах взрывы, прожгли пластик на барабанах Молчанова.
Еще неделю «Мастер» провел в Нижнем Тагиле, где стоял тридцатиградусный мороз. Группа выступала во дворце спорта, в котором был залит лед, и температура в зале не поднималась выше минус трех градусов. Музыканты бегали и прыгали – и этим худо-бедно согревались, а барабанщику пришлось играть в перчатках, иначе ритм в его замерзших руках начинал непроизвольно убыстряться...
Той осенью возник еще один лейтмотив, сопровождавший эти поездки: после первого концерта местные партийные и комсомольские боссы обязательно устраивали банкет для заезжих «звезд» рока. Для них это был статусный момент: с музыкантами пили только самые доверенные лица. Гольденберг на эти неформальные встречи с местными руководителями приглашал не всех музыкантов, и от «Мастера» там регулярно присутствовал только Большаков. Но Андрею было неуютно в этой «тусовке»; он старался поскорее ухватить пару-тройку кусочков копченостей, из которых не все подавались идентификации, и уйти к себе в номер. (Как правило, и напитки, и закуски местные начальники привозили с собой, стараясь удивить столичных гостей. На стол выставлялись удивительнейшие изделия местных спеццехов. Особенно Андрея восхитила ярко-желтого цвета нарезка, внешне имевшая вид сыра, но на вкус оказавшаяся каким-то копченым мясом. Ее то и дело подкладывал себе на тарелку сидевший по правую руку от Большакова первый секретарь городского комитета КПСС одного крупного промышленного уральского города, куда «Мастер» заехал с гастролями, и Андрей, глядя на него, тоже подхватывал кусочек за кусочком, но спросить, что же это он такое ест, так и не решился.
Самому же Гольденбергу эти банкеты были крайне важны, так как они помогали налаживанию контактов и выстраиванию отношений с местными руководителями. И не раз бывало так, что, когда группа приезжала в какой-нибудь город, и номера в гостинице оказывались неважнецкими, Валера снимал трубку телефона, звонил кому-то и через час-два музыкантов переселяли в люксы, которые были забронированы для какой-нибудь важной делегации. Для Гольденберга это было принципиальным вопросом: артист давал ему заработок, поэтому он должен был жить на гастролях в хороших условиях, чтобы вечером выйти на сцену и показать все, на что он способен; чтобы слава артиста бежала впереди него и побуждала публику выстраиваться в очередь за билетами. Благодаря этому и зарплата артистов была достаточно высокая – не чета тому, что наши герои получали, работая у Векштейна в «Арии». Гольденберг не жадничал. Сколько при этом зарабатывал он сам, никто не интересовался, впрочем, никому и в голову не приходило спросить, потому что Гольденберг давал музыкантам все, что те пожелают: новую аппаратуру, все более и более мощную, немыслимый свет, какого больше не было ни у кого... Гольденберг считал, что если группа имеет успех, то у нее все должно быть на высочайшем уровне.
Вся осень 1987 года прошла в бесконечных гастролях, причем куда бы «Мастер» ни приезжал, везде его ждали аншлаги и «битковые» концерты, на которых народу собиралось столько, что, как говорится, яблоку негде было упасть. Музыканты наслаждались концертами, буквально купаясь в энергетике, которую они сначала посылали со сцены в зал, а потом она, значительно усиленная, возвращалась обратно. Это было потрясающее чувство: чем больше энергии уходило в публику, тем больше ее возвращалось. Поэтому музыканты использовали все современные технические средства, чтобы максимально работать с энергетикой.
В течение всего сибирского турне Большаков не уставал повторять Гольденбергу, что группе необходимо записать и выпустить в свет альбом.
- Валера, - говорил он, - если у нас будет альбом, то «Мастер» реально обгонит всех в гонке за зрителем.
Тем временем творческий процесс в группе не прекращался ни на минуту. В основном творили Большаков и Грановский. Когда группа бывала на гастролях, они время от времени запирались у Андрея в номере и придумывали риффы для новых песен; когда «Мастер» приезжал в Москву, они, выпроводив всех, устраивались на репетиционной базе и показывали друг другу домашние заготовки. Так рождались новые песни: «Палачи», «Иуда», «Мы не рабы»...