Найти в Дзене

Детский мир: рост или упадок?

Группа «Детский мир» – мультиформатный цифровой оператор розничной торговли, лидер на рынке детских товаров в России и Казахстане, а также значимый игрок в Беларуси. Группа объединяет розничные сети магазинов «Детский мир» и «Детмир мини», интернет-магазин и маркетплейс detmir.ru, а также сеть товаров для животных «Зоозавр». По состоянию на март 2022 года сеть магазинов «Детский мир» представлена 921 магазинами, расположенными России, Казахстане и Беларуси, сеть «Детмир мини» – 110 магазинами. Сеть товаров для животных «Зоозавр» представлена 94 магазинами. Рост численности магазинов: +245 магазинов год к году (на +27,8%). Торговая площадь магазинов увеличилась с 902 до 982 тыс. кв. м. (на +8,9%). Доля Детского мира в общем объеме розничной торговли детскими товарами в России увеличилась с 22% до 24% (темп роста +9%). При этом у ближайших конкурентов Wildberries и Ozon доля рынка также растет. Причем темпы роста значительно превосходят Детский мир: +55,5% и 100% соответственно. Можно
Оглавление

Группа «Детский мир» – мультиформатный цифровой оператор розничной торговли, лидер на рынке детских товаров в России и Казахстане, а также значимый игрок в Беларуси.

Группа объединяет розничные сети магазинов «Детский мир» и «Детмир мини», интернет-магазин и маркетплейс detmir.ru, а также сеть товаров для животных «Зоозавр».

По состоянию на март 2022 года сеть магазинов «Детский мир» представлена 921 магазинами, расположенными России, Казахстане и Беларуси, сеть «Детмир мини» – 110 магазинами. Сеть товаров для животных «Зоозавр» представлена 94 магазинами.

Рост численности магазинов: +245 магазинов год к году (на +27,8%).

Торговая площадь магазинов увеличилась с 902 до 982 тыс. кв. м. (на +8,9%).

География продаж
География продаж

Доля Детского мира в общем объеме розничной торговли детскими товарами в России увеличилась с 22% до 24% (темп роста +9%).

При этом у ближайших конкурентов Wildberries и Ozon доля рынка также растет. Причем темпы роста значительно превосходят Детский мир: +55,5% и 100% соответственно.

Можно сделать вывод, что конкуренты «наступают на пятки». Сможет ли Детский мир сохранить лидерство?

Распределение торгов детскими товарами
Распределение торгов детскими товарами

Показатели продаж

Самым маржинальным (прибыльным) направлением в Детском мире является «Мода/Одежда», но данное направление имеет самый низкий трафик.

А вот самым востребованным среди покупателей «Товары для новорожденных».

Показатели маржинальности и трафика по категориям
Показатели маржинальности и трафика по категориям

Почему же направление «Мода/Одежда» является самым прибыльным?

Все дело в том, что 97,4% товаров производит сам Детский мир. Причем в 2017 году этот показатель составлял 90,3%. Видим, пусть и незначительный, но все же рост. Как и по всем остальным направлениям.

Доля собственного производства среди всех товаров Детского мира
Доля собственного производства среди всех товаров Детского мира

Из данной статистики можно сделать вывод, что Детским мир больше всего развивает направление «Мода/Одежда».

И данное наблюдение подтверждают прогнозные данные о структуре выручки компании. Доля выручки, приходящаяся на направление «Мода/Одежда» вырастет с 30% до 34%.

При этом доля «Товары для новорожденных» снизится с 30% до 23%.

Мне не совсем понятно, зачем делать упор на направление с низким трафиком, когда можно развивать более востребованное среди населения направление, увеличивать долю собственного производства товаров для новорожденных, тем самым повышая маржинальность данного направления, и, следовательно, получая больше прибыли.
-6

Однако, при этом доля Детского мира по всем сегментам растет (среди всего рынка товаров для детей), в том числе и сегмент товаров для новорожденных.

Доля продаж Детского мира по категориям товаров (среди всех продавцов)
Доля продаж Детского мира по категориям товаров (среди всех продавцов)

И компания указывает на то, что постепенно завоевывает доли рынка в сегментах детского питания и подгузников: с 2017 года доля Детского мира в продажах детского питания выросла с 14,4% до 19%, а продажах подгузников – с 22,1% до 39,3%.

Если говорить про сегмент «товаров ля новорожденных», то компания с 2020 по 2021 года увеличила долю с 25% до 31%.

Рост доли рынка в сегментах детского питания и подгузников
Рост доли рынка в сегментах детского питания и подгузников

Компания работает над развитием онлайн-продаж (e-commerce). Доля онлайн-продаж среди других каналов сбыта с 2017 года выросла с 20,1% до 27%.

-9

От общего оборота товаров на онлайн-продажи приходится 31%.

Видим, что резкий рост был в 2020 года в связи с тем, что во время корона вируса люди не могли посещать розничные магазины и предпочитали покупать онлайн. Сейчас же темпы роста данного направления замедляются.

И опять же не стоит забывать про очень сильных конкурентов в сегменте e-commerce: Wildberries, Ozon.

Рост направления онлайн-продаж
Рост направления онлайн-продаж

Зоозавр

Еще одним направлением, которое развивает компания, является продажа зоотоваров через сеть магазинов «Зоозавр.

Данное направление является довольно перспективным по следующим причинам:

1. Российский рынок зоотоваров велик и составляет 296 млрд руб.

2. Уверенный прогноз роста рынка: 8,3% в среднем за период с 2020 по 2024 год, опережая продажи детских товаров.

3. Растет число владельцев домашних животных, в то время как рождаемость детей остается низкой.

4. Высокая фрагментация при слабой конкуренции:

  • На долю топ-5 специализированных игроков приходится всего 8% рынка.
  • Ни одного узнаваемого бренда или крупного, хорошо финансируемого и эффективного игрока.

5. Большое совпадение с целевыми клиентами и поставщиками детских товаров.

Однако, данное направление является совсем новым для компании и составляет очень маленькую часть от всех продаж. Возможно, в будущем это изменится.

-11

Отчет за 1 квартал 2022 года

У компании недавно вышел отчет за 1 квартал 2022 года.

Основные показатели первого квартала 2022 года:

  • Общий объем продаж Группы (GMV) увеличился на 7,6% до 42,7 млрд руб. (с НДС).

Увеличение общих продаж Группы в отчетном квартале произошло ввиду органического роста торговых площадей в странах присутствия Группы.

Продажи Группы в Казахстане и Беларуси продолжают расти значительными темпами. В первом квартале общий объем продаж в Казахстане увеличился на 38% год к году и составил 1,9 млрд.руб. Продажи в Беларуси выросли на 71,5% до 645 млн руб.

-12
  • Общий объем онлайн-продаж Группы вырос на 19,9% до 13,1 млрд руб. (с НДС). Доля онлайн-продаж в России составила 32,0%.

Компания продолжила наращивать объем онлайн-продаж в Казахстане, где онлайн-сегмент растет практически двукратным темпом. В первом квартале 2022 года общий объем цифровых продаж в Казахстане увеличился на 123,6%.

-13
  • Чистая выручка Группы увеличилась на 6,1% до 37,9 млрд руб.

В Казахстане рост выручки составил 35,8%, в Беларуси чистая выручка увеличилась на 71,7% год к году.

В отчетном квартале чистая выручка магазинов для животных «Зоозавр» выросла на 133% до 264 млн. рублей.

В первом квартале 2022 года наибольшим спросом пользовались товары в категориях «Товары для новорожденных» и «Игрушки».

Доля категории «Товары для новорожденных» в структуре продаж составила 34,1% (+0,5 п.п. год к году).

Продажи в категории «Игрушки» составили 29,5% (-2,8 п.п. год к году).

Другая основная категория продаж «Одежда и обувь» составила 27,1% (+1,5 п.п. год к году).

«Детский мир» продолжает усиливать свои позиции в эксклюзивном ассортименте. За первый квартал 2022 года доля продаж собственных торговых марок и прямого импорта в России выросла и составила 44,8% от общих продаж (+4,3 п.п. год к году).

Рост вызван в первую очередь выросшей долей продаж категории «Одежда и обувь» (где СТМ и прямой импорт составляет 96%), а также ростом доли СТМ в категориях «Товары для новорожденных» и «Игрушки».

-14
  • Валовая прибыль увеличилась на 8,3% до 11,4 млрд руб. Валовая рентабельность составила 30,2%.

Рост валовой прибыли произошел ввиду увеличения доли продаж собственных торговых марок и товаров прямого импорта, а также благодаря эффективному управлению ценообразованием и маржинальностью.

  • Доля коммерческих, общехозяйственных и административных расходов (SG&A) в процентном соотношении к выручке выросла на 2,2 п. п. до 23,2%.
  • EBITDA сократилась на 9,8% и составила 2,6 млрд руб.

Среди основных драйверов снижения показателя - сокращение трафика на фоне сохранявшихся ограничений на работу магазинов в январе и феврале, ввиду ситуации с распространением коронавируса в России, а также общерыночное снижение покупательского спроса на фоне высокой экономической неопределенности.

Кроме того, давление оказала инфляции ключевых операционных затрат, которые опережали темп роста продаж.

  • Чистый убыток составил 517 млн руб. против чистой прибыли в размере 1,3 млрд руб., полученной в аналогичном периоде прошлого года.

Компания получила убыток от курсовых разниц в размере 1,5 млрд руб. против убытка в размере 56 млн руб., полученного в первом квартале 2021 года.

Основной причиной образования курсовых разниц стала переоценка кредиторской задолженности перед поставщиками товаров.

  • Показатель чистый долг/EBITDA составил 1,7x. Чистый долг составил 31,2 млрд руб.
-15
  • В отчетном квартале общие сопоставимые продажи (like-for-like) «Детского мира» во всех странах присутствия снизились на 2,1%.

Сокращение сопоставимых продаж было связано со снижением потребительского спроса на фоне неблагоприятных макроэкономических условий, значительным ростом темпов инфляции, а также продолжающейся пандемией коронавируса.

-16

Мария Давыдова, генеральный директор ПАО «Детский мир»:

«Детский мир» является не только лидером в отрасли, но и системообразующей Компанией, которая выполняет социально значимую роль в обеспечении детей продовольственными и непродовольственными товарами первой необходимости. В любых условиях мы сохраняем фокус на выполнении нашей главной задачи – защите интересов покупателей и обеспечению широкого ассортимента необходимых товаров по доступным ценам для клиентов во всех регионах присутствия Компании.
Первый квартал 2022 года оказался непростым для рынка и «Детского мира». Несмотря на макроэкономическую турбулентность, Компании удалось увеличить объем продаж на 7,6%, в то время как цифровые продажи выросли на 19,9%. Доля онлайн-продаж в России составила 32% в первом квартале 2022 года. Доля маркетплейса в онлайн-продажах увеличилась более, чем в 2 раза до 8,7%. Высокие темпы роста маркетплейса позволяют Компании развивать ассортимент и улучшать клиентский опыт, оптимизируя инвестиции в запасы. Мы продолжаем инвестировать в логистическую инфраструктуру, обеспечивая дальнейший рост цифрового канала.
Во всех категориях мы продолжаем развивать собственные торговые марки (СТМ) и переходить на прямые контракты с импортными поставщиками для обеспечения первой цены на полке. В первом квартале 2022 года доля продаж собственных торговых марок (СТМ) и товаров прямого импорта составила 44,8%, увеличившись на 4.3 п.п. год к году.
В первом квартале нашим основным фокусом было обеспечение бесперебойной операционной деятельности, поддержание широкого и доступного ассортимента товаров на полках магазинов и в онлайн каналах, а также оптимизация операционных издержек. Мы делаем все возможное для того, чтобы справиться с текущими вызовами.
Компания придерживается строгой финансовой дисциплины, благодаря чему ее финансовое положение остается устойчивым. По состоянию на конец первого квартала соотношение чистого долга к EBITDA оставалось на комфортном для нас уровне 1,7x.
Несмотря на непростые макроэкономические условия, мы с уверенностью смотрим в будущее и сохраняем фокус на дальнейшей консолидации рынка»

Вывод

На данный момент на финансовые показатели и развитие компании оказали негативное воздействие следующие факторы:

1. Темпы роста выручки значительно замедлились. Раньше этот показатель составлял 10-15%, теперь – 6%

2. Показатель LFL падает второй квартал подряд: в 4 квартале – на 2,3%; в 1 квартале - на 2,1%.

При этом снижается количество чеков на 18,1%. Следовательно, посещаемость магазина резко снизилась. Это во многом может быть связано с удорожанием товаров.

Но увеличивается средний чек на 10,1%. Однако, это также нельзя назвать позитивом, так как это просто отражает рост инфляции. При этом показатель инфляции составляет за 1 квартал 18%. Следовательно, Детский мир не перекрыл инфляцию ростом цен.

Но тут еще нужно учитывать то, что на товары первой необходимости государством устанавливаются максимально допустимые цены, которые не позволяю наращивать маржинальность.

3. Нарушение цепочек поставок с февраля 2022 года и полное прекращение работы со многими контрагентами, так как многие товары импортировались из за границы.

4. Компания делает ставку на развитие онлайн-торговли, но здесь очень высокая конкуренция.

5. Компания объявила об остановке инвестиционной программы. Это значит, что замедлятся темпы расширения торговых сетей.

6. Компания всю прибыль и даже часть долга выплачивает в виде дивидендов. Следовательно, не направляет деньги на свое развитие.

7. Высокий уровень долга и отрицательный капитал (у компании больше долгов, чем активов). Показатель P/B составляет -33,8.

Возможные драйверы роста:

1. Развитие онлайн-продаж. Но слишком высокая конкуренция.

2. Расширение географии продаж, увеличение численности магазинов в Казахстане и Беларуси. Но это не произойдет в ближайшее время, так как инвестиционная программа приостановлена. А выручка росла, в основном, за счет открытия новых магазинов.

3. Развитие направления зоотоваров за счет магазинов «Зоозавр». Но на данный момент это направление находится на начальном этапе развития. А так как всю прибыль компания направляет на выплату дивидендов, то быстрого развития точно ждать не стоит.

4. Повышение маржинальности товаров за счет собственного производства.

Таким образом, Детский мир является зрелой, дивидендной компанией.

Если компания не выйдет на новый виток развития и роста, то, вероятнее всего, уйдет в фазу упадка.

На данный момент, компания к покупке не интересна.

В случае улучшения финансовых показателей, можно будет вернуться к рассмотрению компании. И рассмотреть покупку ее акции на долгосрочный период.

Если эта информация была полезной, то подписывайся на мой канал и ставь лайк!

#детский мир #акции #пассивный доход #инвестиции #трейдинг #фундаментальный анализ #криптовалюта #облигации #экономика