И вообще, это искусство или халтура?
Давайте сначала разберёмся, что такое NFT. В переводе с английского – non-fungible token – это невзаимозаменяемый цифровой токен.
Спасибо, вот теперь всё понятно.
Если серьёзно, то любой биткойн/альткойн можно заменить на другой – от этого ровным счётом ничего не изменится. С NFT такое не пройдёт, каждый токен уникален своей привязкой к определённому цифровому или физическому объекту. Это может быть недвижимость, карточка с изображением спортсмена, акционное предложение, сцена из фильма, билет на мероприятие, патент, юридический договор – что угодно. Самое популярное применение NFT – привязка к произведению искусства.
Но не путайте, технология позволяет купить не объект, а право собственности на него, прикрепив токен с авторизацией к файлу. Сам по себе NFT не обладает ценностью. Это незаполненный сертификат на товар. Он обретает цену, когда прикрепляется к объекту.
Казалось бы, при чём здесь Уорхол
Принято считать, что с появлением блокчейна начался новый этап не только в истории денег, но и в современном искусстве. Так ли это?
И да, и нет. Собственно, NFT должны были помочь цифровым художникам монетизировать своё творчество. С этим у художников всегда было туго, но с появлением новых технологий, позволяющих тиражировать изображения через Save/Copy/Paste, стало совсем непонятно – а за что тут платить?
Однажды Моне написал серию «Стога сена», сейчас – одно из самых дорогих произведений искусства в мире. Крепкий профессиональный художник при желании может воссоздать такую картину, для этого не нужно быть гением. Есть художники, специализирующиеся на репродукциях известных произведений. Правда, если они делают это нелегально, не предупреждая покупателя о том, что продают не оригинал, это называется подделкой. И разоблачают их не так часто, как хотелось бы. Но где их имена, если они рисуют так хорошо? Почему они не стали Моне?
Потому что главное в искусстве – не техника, а видение художника, идея. Техника лишь служит ей.
Пикассо, Дали, Мунк прекрасно владели классическим рисунком, но для них это было скучно. Интереснее – нарушать законы жанра и выводить на первый план замысел, концепцию.
Если идея важнее умения, то не проще воспользоваться достижениями прогресса и ускорить создание картин? «Проще», – сказал Уорхол и вбил гвоздь в крышку гроба классической живописи. Он первым стал производить искусство, поставив его на поток. Его студия «Фабрика» выдавала по 80 эстампов в день. Идея одна, тираж – бесконечный. Справедливости ради, у Уорхола и идей было много.
Сейчас вы можете скачать в сети jpeg с любым из трафаретов Уорхола, распечатать его и повесить на стену. Будет красиво.
Если вам хочется не просто сделать красиво, а прикоснуться к истории, получить сопричастность к великому имени, цена вопроса будет другой. Есть деньги – на аукционе вам продадут оригинал шелкографии с «Фабрики». 11 мая этого года «Простреленная шалфеевая Мэрилин» ушла с молотка знаменитому галеристу Ларри Гагосяну. Вот она.
Скачайте этот рисунок, отдайте в типографию, и за сходную цену вам напечатают точно такую же шелкографию. Чем она будет отличаться от проданного на аукционе экземпляра? Ничем. Кроме того, что Ларри Гагосян может с гордостью сказать, что отдал за неё $195 млн. А, ну ещё – она была создана при жизни Уорхола в его личной студии, возможно, в тот момент он находился там, и пара частиц его эпидермиса попала на этот самый портрет. Это очень важно. Для кого-то.
Развлечение для богатых
То же самое – с NFT-картинками. Вы можете сохранить любой рисунок в интернете, а можете сохранить, заплатив за него. В первом случае у вас будет картинка, во втором – картинка и цифровое свидетельство о том, что этот имадж-файлик был создан на компьютере автора и продан вам.
Да зачем мне это?! – спросите вы. А зачем люди покупают произведения искусства?
Как сказал писатель Уильям Паундстоун, владение NFT даёт право сказать: «У меня есть NFT!» — и не соврать при этом.
Разница между «Стогами» Моне и качественной репродукцией – подпись художника. Разница между картинкой и NFT-картинкой – цифровая печать автора.
Среди этих цифровых картинок есть произведения с идеей. Которая, как мы помним, и есть главное. Кому-то хочется «прикоснуться» к автору. Кто-то хочет поддержать современное искусство. Только, бога ради, не воспринимайте покупку NFT-картинки как инвестиции. Это чистое меценатство, развлечение для людей с лишними деньгами.
В 2021 году люди по всему миру потратили на NFT 25 миллиардов долларов. Такой резкий ажиотажный спрос смахивает на искусственное вздувание. Никто не может предсказать, поднимется NFT в цене или упадёт. И не лопнет ли вообще этот рынок, как «пузырь доткомов» в 2001 году. Однако, по мнению Beeple, самого известного художника NFT, как лопнувший пузырь тогда не уничтожил интернет, так и рынок NFT-токенов сможет пережить нынешний перегрев.