Папа Франциск заявил в среду, что католики сегодня живут в «эпоху фальшивых новостей, коллективных суеверий и псевдонаучных истин».
Папа предположил, что 21 век отмечен не только научными знаниями, но и тем, что он назвал «культурным колдовством».
«Не случайно наш век — век фейковых новостей, коллективных суеверий и псевдонаучных истин».
Говоря импровизированно, он продолжил:
«Любопытно: в этой культуре знания, знания всего, даже точности знания, распространилось много колдовства, но культивированного колдовства».
«Это колдовство с определенной культурой, но оно ведет вас к суеверной жизни: с одной стороны, идти вперед с разумом в познании вещей до корней; с другой стороны, душа, которая нуждается в чем-то другом, становится на путь суеверий и кончает колдовством».
Папа использовал итальянское слово «стрегонерия», которое можно перевести как «колдовство» или «черная магия».
Папа сказал, что коллективная деморализация подорвала волю человечества к действию.
«В этой форме — прикрытой атрибутами науки, но в то же время очень бесчувственной и очень аморальной — современный поиск истины испытал искушение полностью отказаться от своей страсти к справедливости. Он больше не верит в свою судьбу, свое обещание, свое искупление».
«Для нашей современной культуры, которая хотела бы на практике все подчинить точному знанию вещей, появление этого нового циничного разума, сочетающего знание и безответственность, является суровым ударом».
«Действительно, знание, освобождающее нас от нравственности, сначала кажется источником свободы, энергии, но вскоре превращается в паралич души».
«Пустота смысла и бессилие, открываемые этим знанием, отвергающим всякую этическую ответственность и всякую привязанность к истинному благу, не безобидны».
«Оно не только отнимает силы для стремления к добру: контрреакцией оно открывает дверь агрессивности сил зла».
«Это обезумевшие силы разума, ставшие циничными из-за избытка идеологии».
Папа отметил, что «усталость» является отличительной чертой современного общества.
«Мы должны были добиться всеобщего благосостояния, и мы терпим рынок, который с научной точки зрения избирателен в отношении здоровья».
«Мы должны были поставить непреодолимый порог для мира, а мы видим все более и более беспощадные войны против беззащитных людей».
«Конечно, наука движется вперед, и это хорошо. Но мудрость жизни совсем в другом, и она, кажется, застопорилась».
Его слова были встречены аплодисментами паломников.