Найти тему
Мокшанская селянка

Мишель Уэльбек "Покорность"

Мишель Уэльбек "Покорность"

Роман-предупреждение, лично у меня, оставил какое-то мрачное ощущение. Прям какая-то безнадёга. Главный герой — аморфный, думающий только о покое и комфорте, отстранённый наблюдатель событий. Ни семьи, ни друзей, ни любви, ни какой-то другой сильной привязанности. Потеря родителей не затронула в нём никаких душевных струн, любовная привязанность сводится к годовому сексу с очередной студенткой, преподавательская деятельность удовлетворения не приносит, половой акт становится механическим, не приносящим удовольствия. Единственная родственная душа — давно умерший писатель Гюисманс. Это и есть типичный герой современного Запада? Это я вспомнила «Герой нашего времени» Лермонтова, то есть автор хочет сказать, что профессор Франсуа и есть типичный представитель западного общества, которому что воля, что неволя, лишь бы поили, кормили и сексом давали заниматься. В исламе его, в-первую очередь, интересует вопрос полигамии. А ещё веский аргумент - «прелести Айши и горячие пирожки Малики» (жёны Редигера, который агитирует Франсуа принять ислам, попивая «Мерсо»). По сути принятие ислама для Франсуа — это приспособление к новым обстоятельствам, дающее спокойную и безбедную жизнь. На месте ислама могло бы оказаться что угодно. Среднестатистический западный человек готов поклоняться кому угодно лишь бы сохранить свой сытый, спокойный, комфортный мирок. У меня как-то параллель со Второй Мировой войной возникла, когда вся Европа быстро улеглась под Гитлера. Неужели западный человек готов пойти на что угодно, лишь бы оградить свой комфортный мир? У меня ещё перекликается с романом «451 градус по Фарингейту». Мне сложно судить насколько автор объективен, рисуя такую картину, может быть он преувеличивает и всё не так безнадёжно? Ведь было же французское сопротивление и «Нормандия — Неман». Хотя с другой стороны ничего страшного не произошло, всем живётся вполне комфортно, никаких массовых волнений, никаких недовольных. Да и повода роптать нет: деньги льются рекой из арабских стран, подумаешь, мини-юбки исчезли, всеобщее образование ограничилось несколькими классами, а потом только платно, но это же ерунда, когда ничто не нарушает комфортное течение жизни. Но это уже другая Европа. «Покорность» - это такой роман-рассуждение, здесь нет действий, захватывающего сюжета, много рассуждений, отсылок к творчеству Гюисманса. Меня он не захватил и не увлёк. Видимо, главный вопрос книги: камо грядеши, Европа? Он остаётся открытым, как и принятие ислама главным героем.