Дорогие друзья! Мы продолжаем рубрику «Не верь глазам своим» и снова ищем обманки в искусстве. Фраза «Не верь глазам своим» – это часть афоризма Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона прочтешь надпись „буйвол“, – не верь глазам своим».
Обманки в искусстве – это иллюзорные изображения, настолько виртуозно поданные зрителю, что он принимает их за реальность. Обманки играют с восприятием смотрящего, заставляя плоское казаться объёмным, близкое – далеким, а неживое – живым. В этом «обмане» есть одна важная особенность – его можно раскрыть, стоит лишь присмотреться.
В прошлой публикации мы упоминали об опыте имитации малахита с помощью росписи фарфора. Следует сказать, что примеры подобных обманок в искусстве керамики встречаются довольно часто, но о них мы расскажем позднее. Сегодня же мы хотим поговорить о таком декоре керамических изделий, который кажется росписью, но ей не является. Изделия, о которых пойдет речь, могут называться по-разному: «фаянсы Генриха II», «фаянсы Дианы де Пуатье», «посуда Уарона», но чаще всего их называют «фаянсы Сен-Поршера».
Внимание широкой публики было обращено на «фаянсы Сен-Поршера» во время Всемирной выставки в Лондоне в 1862 году, когда было представлено 23 предмета из известных на тот момент 54.
В настоящее время в мире подобных изделий насчитывается всего около 100, поэтому даже их небольшое собрание является предметом величайшей гордости музеев и частных собраний. В коллекции Эрмитажа находится четыре великолепных образца «фаянсов Сен-Поршера».
Сложно поверить, что тончайший узор на поверхности этих изящных изделий – это не роспись красками. Техника «фаянсов Сен-Поршера» заключается в следующем: форма предмета создается из белой глины, затем мастер вдавливает в основу деревянную или, скорее, металлическую матрицу с выпуклым узором и создает на поверхности изделия углубления, которые затем заполняются глиной красного, коричневого, желтого и других цветов. Иногда декор дополняют скульптурными или рельефными элементами. В конце мастер покрывает изделие свинцовой глазурью, которая придает белой глине характерный оттенок, напоминающий старую слоновую кость.
В XIX веке «фаянсы Сен-Поршера» окружала атмосфера загадочности, бурные споры в среде исследователей вызывал вопрос авторства этой техники. Некоторые предполагали, что автором загадочных фаянсов был Джироламо делла Роббия (1488-1566), младший сын крупного флорентийского скульптора и керамиста Андреа делла Роббиа (1435-1525). Другие приписывали изготовление этих фаянсов ученику известного итальянского ювелира Бенвенуто Челлини (1500-1571).
Широкую известность получила ещё одна версия, согласно которой эти фаянсы были исполнены в замке Уарон, принадлежавшем знатному французскому роду Гуфье. Главной героиней этой «керамической» легенды стала Элен де Анже, вдова – Артюса Гуфье (1475-1519), главного советника французского короля Франциска I, и мать Клода Гуфье, владевшего несметными богатствами. Он играл видную роль при дворе следующего короля Франции – Генриха II – и, по одной из версий, стал «бессмертным» в лице Маркиза де Карабаса в сказке «Кот в сапогах» Шарля Перро.
Согласно легенде, после смерти мужа Элен де Анже покинула шумный королевский двор и поселилась в замке Уарон, где сосредоточила все силы своей души на любви к искусству, в том числе к искусству керамики. Библиотекарь замка Жан Бернар и мастер Франсуа Шерпантье стали изготавливать для маркизы нежные и очаровательные сосуды. Миниатюрные размеры и причудливость форм изделий объяснялась тонким «женским» вкусом маркизы, а черный, как бы траурный, узор, покрывающий маленькие хрупкие изделия, – её угнетенным душевным состоянием. Эта красивая и романтическая легенда позднее была уничтожена наукой.
Многие изделия, известные исследователям в XIX веке, имели в декоре гербы короля Франции Генриха II или его официальной фаворитки Дианы де Пуатье, поэтому в старой литературе их называли «фаянсы Генриха II» или «фаянсы Дианы Пуатье». Сегодня принято использовать другое название – «фаянсы Сен-Поршера», так как после многочисленных исследований стало известно, что изготовлялись эти фаянсы во французском городке Сен-Поршер. Город принадлежал епархии Брессюира, владельцами которой был знатный род Монмаранси. Впрочем, имя мастера, придумавшего столь сложную технику, до сих пор неизвестно.
Изящные «фаянсы Сен-Поршера» – предметы роскоши, которыми едва ли пользовались в быту, они создавались для любования. И вы можете полюбоваться этими виртуозными произведениями в зале № 273, где демонстрируются предметы французского искусства XV-XVII веков.