Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлый раз мы разобрались в причинах всемирного потопа.
Далее Библия перелистывает страницу, и мы оказываемся в тексте седьмой главы, где Господь, в первую очередь, повторяет для Ноя, список того, что он должен взять на ковчег, и назначает дату начала потопа. Месопотамский Энке, также предупреждает о дате начала бедствия.
Дождь, согласно библейской версии, длился сорок дней и сорок ночей, и хотя ливень прекратился,
“Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней” [Быт. 7:24].
Следующая - восьмая глава начинается с того, что Бог вспоминает про Ноя, останавливает дождь, после чего вода убывала еще 150 дней. Только в первый день десятого месяца показались вершины гор.
Утнапишти говорит о меньшем промежутке времени:
“Ходит ветер шесть дней, семь ночей,
Потопом буря покрывает землю.
При наступлении дня седьмого
Буря с потопом войну прекратили” (Эпос о Гильгамеше)
Еще через 40 дней Ной выпустил ворона, который вернулся, т.к. сеть ему было негде. Тоже случилось и с голубем, но через 7 дней Ной отправил его опять, и эта птица принесла в клюве ветку масличного дерева, а еще через 7 дней он вовсе не возвратился обратно.
У Утнапишти история снова по времени короче:
“Вынес голубя и отпустил я;
Отправившись, голубь назад вернулся:
Места не нашел, прилетел обратно.
Вынес ласточку и отпустил я;
Отправившись, ласточка назад вернулась:
Места не нашла, прилетела обратно.
Вынес ворона и отпустил я;
Ворон же, отправившись, спад воды увидел,
Не вернулся; каркает, ест и гадит.” (Эпос о Гильгамеше)
Утнапишти совершил жертвоприношение:
“Я вышел, на четыре стороны принес я жертву,
На башне горы совершил воскуренье:
Семь и семь поставил курильниц,
В их чашки наломал я мирта, тростника и кедра.
Бога почуяли запах,
Боги почуяли добрый запах,
Боги, как мухи, собрались к приносящему жертву.” (Эпос о Гильгамеше)
Все боги обратились с укором к Энлилю, устроившему потоп, тот усовестился и даровал Утнапишти и его жене бессмертие.
В библейском тексте, по велению Бога Ной выводит из ковчега всех, кого спас и приносит жертвы Господу:
“И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принёс во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своём: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал” [Быт. 8:20-21].
Так закончился рассказ о Всемирном потопе, изложенный в Библии. Добавлю, что кроме месопотамской версии этой истории, которая старше библейской, есть еще древнегреческая про девкалионов потоп, индуистская, где спасителем оказывается рыба Мастья - первая аватара Вишну, китайские мифы с участием Гуня и Юя, а также Нюйвы, сказания американских индейцев и другие.
На этом я прерву свой рассказ про Ноя, мы встретимся с ним в следующей публикации и в следующей главе книги Бытия.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала