Историческое образование и просвещение становятся основными механизмами политической социализации граждан – в первую очередь, молодых. Именно через исторические предметы, примеры, события, аналогии молодежь интегрируют в цельную историческую политику государства, которая является основой национальной идеи и ее дискурса.
Как молодежная политика должна быть бесшовной при переходе по возрастам, так и историческая политика для своего успеха обязана быть сквозной, подхватывающей, интегрированной.
Запуск историко-патриотического образования теперь относят к младшей школе – компоненты по истории будут интегрированы в различные предметы (например, в Окружающий мир или Основы религиозных культур и светской этики).
Далее – в средней и старшей школе предполагается расширение всего исторического блока, в том числе в рамках перезагрузки содержания курса в сторону многополярности исторического процесса. Здесь важна роль патриотического воспитания («Большая перемена»), а также исторического дополнительного образования («Сила – в правде!»).
Прозвучало много инициатив о пересмотре линейки учебников по истории, о том, чтобы оставить буквально несколько из них и всерьез скорректировать содержание. Это и так предполагалось как итог отхода от европоцентричного изложения истории, которое было объявлено некоторое время назад. Параллельно поступают инициативы об усилении того или иного компонента – как правило, речь идет о традиционных духовно-нравственных ценностях.
Ключевая развилка в преемственном историко-политическом просвещении происходит в 10 и 11 классе. Те ученики, что пожелали продолжить образование по треку СПО, весьма ощутимо выпадают из ритмичного дискурса истории и патриотизма. Им нужнее практические навыки и умения, а не отвлеченные знания.
С другой стороны, в 10 и 11 классе учеба у школьников сосредоточена вокруг подготовки и сдачи ЕГЭ по избранным предметам. Что делает тех, кто не планирует сдавать историю, мало чувствительными ко всем историко-политическим действиям (и в этом их сложно винить). А избравшие историю как предмет ЕГЭ – также в основном сосредоточена на оттачивании навыков к конкретным заданиям, а не восприятии многомерного и целостного исторического полотна.
Очевидно, что на уровне СПО, а также в 10 и 11 классах историческое образование должно носить скорее характер исторического просвещения – чтобы школьники в проактивном режиме (потому что интересно, а не из-за того, что «надо») интегрировались в различные поддерживающие форматы. Цель – чтобы они не растеряли ключевые идеологемы к поступлению в вуз. Здесь явно большой перечень задач для парков «Россия – моя история», РИО и РВИО.
На уровне высшего образования все становится еще интереснее. Минобрнауки подготовило проект изменений во все ФГОСы бакалавриата и специалитета вносятся поправки в блок обязательных курсов. Помимо дисциплин (модулей) по философии, иностранному языку и безопасности жизнедеятельности туда традиционно входила История России. Теперь этот модуль прописан отдельно в объеме не менее 4 з.е., при этом контактной (аудиторной) работы в нем должно быть не менее 80% (для очно-заочной формы – 40%).
Изменения внесены в результате функционирования новой системы координации исторического образования и просвещения. Как указано в Пояснительной записке: «изменения внесены в соответствии с решениями Межведомственной комиссии по историческому просвещению (протокол от 24 марта 2022 г. № 2) и Экспертного совета по развитию исторического образования (протокол от 16 марта 2022 г. № ВФ/6-пр)».
Основная целевая аудитория изменений – по сути все направления, кроме исторических (и близких к ним). Для студентов данный модуль по Истории России должен быть логическим продолжением школьного курса. Равным образом и учебники будут формировать единую спиральную модель изучения и понимания истории страны. Через историческое образование в вузах продолжится политическая социализация молодежи, воспитательная работа и усиление патриотизма.
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/25041