Найти тему

Особняк Берга - посольство Италии. Заглянем внутрь

Привет, друзья.

В Москве есть определенный рейтинг посольств, туда рвутся попасть любознательные краеведы и просто любители красивых исторических интерьеров. Посольство Италии всегда занимает одну из первых его строк. Однажды нам тоже посчастливилось в нем побывать в рамках дней культурного наследия:)

Немного истории:

Сергей Берг был потомственным дворянином, сыном Павла Васильевича Берга. Павел Васильевич относился к числу самых богатых людей России конца XIX века. Источником его богатства была добыча золота на Дальнем Востоке в районе Амура. Сыновья, Сергей и Василий, продолжили семейное дело, вкладывали средства не только в горнорудную промышленность, но и в металлургию, ткацкую мануфактуру и сахарные заводы.

В 1897 году по заказу Сергея Берга архитектором Петром Бойцовым был построен этот изысканный особняк, по которому мы с вами и пройдемся.

Парадный фасад, обращенный к Денежному переулку, вместе с парадным крыльцом облицован серым натуральным камнем и богато украшен: растительной лепниной, колоннами, луковичными фронтонами.

-2
-3

Кроме изысканного внешнего убранства фасада особняк также поражает и роскошью интерьеров. Петр Бойцов использовал в особняке Берга различные архитектурные стили: барокко, викторианскую готику, рококо, неоклассицизм, французский ренессанс и модерн.

Гостей поражает богатство интерьеров уже в прихожей-вестибюле. Четыре пары колонн с массивным парапетом в виде драконов, черно-белый мозаичный пол и стены сделаны из мрамора.

Проходя дальше, гости попадают в парадный аванзал в стиле викторианской готики. Это помещение - небольшое по площади, но высотой в два этажа. Парадный аванзал украшает необыкновенно красивая и ажурная деревянная парадная лестница. Стены аванзала обшиты темными деревянными панелями и украшены старинными гобеленами. Поднявшись по парадной лестнице на второй этаж, можно выйти на внутренний балкон и понаблюдать за "приёмом" гостей.

Из аванзала, раздвигая широкие дубовые двери, гости попадают в ярко освещенное, светлое и нарядное помещение, богато украшенное лепниной, позолотой и живописью, – Бальную залу.

Главным украшением залы стали любимые Бойцовым очаровательные амуры-путти. Они обрамляют зеркала, их позолоченные мордашки видны на консолях под карнизом. В чудесном живописном фризе изображены ребятишки-путти с музыкальными инструментами, книгами, птичками, охотящиеся, наслаждающиеся сочными плодами, играющие в карты и даже пьющие молодое вино на фоне цветущих и плодоносящих садов, лугов и лесных полянок.

Необыкновенно наряден и потолок Бального зала, разделённый золочёными рамками на фрагменты, заполненные позолоченной лепниной и живописью. В центре изящный плафон, изображающий античный сюжет: Аполлона, держащего в руках лиру, окружают резвящиеся в небе крылатые путти и венчает цветочным венком одна из муз, другая муза в облаках неподалёку играет на золотой арфе. Другая группа путти, оберегая Аполлона и муз от седого старца - ангела смерти, мешает ему, хватая за крылья и похищая у него косу. По четырём углам плафона можно увидеть муз, играющих на музыкальных инструментах, читающих книги, занимающихся живописью. Главные персонажи расположены таким образом, что центральная часть плафона остается почти свободной и создает у присутствующих ощущение яркого голубого неба с клубящимися облачками над головой. Такая роспись часто встречалась в итальянских палаццо эпохи возрождения.

В светильниках Бального зала получила продолжение тема драконов: две очень необычные люстры с цветными стеклами украшены бронзовыми драконами с сине-зелёными крыльями, а маленькие трёхголовые дракончики с подсвечниками в зубах в виде бра украшают стены из искусственного мрамора. Уникальные светильники были созданы по проекту Бойцова для всех интерьеров особняка.

Из Бального зала можно пройти в Красную гостиную. Густой малиново-красный цвет стен в гостиной оттеняют золочёные порталы дверей, позолоченный карниз и лепнина потолка с трубящими путти. В центре потолка в фигурной раме находится еще один превосходный живописный плафон, который изображает двух павлинов на фоне кустов цветущих пионов и сирени. Эта нарядная и в то же время уютная комната была сценой знаменитой исторической драмы: здесь в 1918 году, чтобы сорвать брестский мир, левыми эсерами был убит посол Германии граф фон Мирбах.

За Красной гостиной находится Голубая гостиная. Её стены обиты голубым штофом, лепной карниз и плафон были первоначально по проекту Бойцова тоже ярко-голубыми, но сейчас выкрашены в белый и серый цвета, в медальонах изображены полевые цветы и бабочки. В интерьере этой комнаты можно увидеть сохранившийся беломраморный камин.

-11

Также, из Бального зала можно пройти в Большую столовую. Порталы дверей, карниз, кессонированный потолок, филёнчатые панели нижнего яруса стен отделаны темным деревом. Особенно интересен в этом помещении камин, также отделанный резным деревом. В зеркало над камином вмонтирован эффектный натюрморт с цветами. Декоративной орнаментальной живописью отделан и потолок. Из прежней обстановки сохранился красивый буфет, большой обеденный стол со стульями, который стоял когда-то в Демидовском дворце в Петербурге.

-13

Столовая соединена с очень светлым, купольным пространством Зимнего сада. Кроме большого количества окон по периметру, освещения этой комнате добавляет стеклянный потолок, опирающийся на мощные железные перекрытия, расположенные веером.

-14

Особняк Берга был не только одним из лучших особняков в Москве по внутренней отделке, но являлся одним из лучших и по комфорту для жизни. Особняк был оборудован отоплением, горячей водой (их обеспечивала размещённая в подвале котельная) и электричеством. Считается, что особняк Берга был полностью электрифицирован одним из первых в городе, однако проведение в доме электричества относится лишь к 1902 году, что лет на десять позднее первых оснащенных этим новшеством московских построек.

-15

Существует версия, что в особняке Бергов якобы состоялся праздник новоселья, названный «электрическим балом» и вошедший в историю буржуазной Москвы благодаря писателю Владимиру Гиляровскому. Этот бал преподнес московским дамам неожиданный сюрприз: они впервые разглядели свои лица при электрическом освещении – макияж же большинства гостей был рассчитан на привычные газовые рожки и лампы. И только хозяйка дома выглядела неотразимо:) Правда, в книге Гиляровского фигурирует особняк вдовы-миллионерши, да и дата - середина 1880-х годов, явно раньше времени строительства особняка Берга, поэтому описанное событие все-таки относится к другому московскому строению.

После революции хозяева сами отдали свой дом для размещения избирательной комиссии по выборам в Учредительное собрание.

Весной 1918 года в особняке после заключения Брестского мира разместилась немецкая дипломатическая миссия во главе с графом Вильгельмом фон Мирбахом.

А после установления дипломатических отношений между Советским Союзом и Италией в 1924 году особняк Берга был передан дипломатической миссии Италии. Во время войны, когда дипломатические отношения между странами были прерваны, мебель и ключи от здания были переданы посольству Японии, представлявшей в СССР интересы Италии. Затем в 1949 году посольство Италии вернулось в стены особняка Берга, где располагается до сих пор.

Обязательно советуем вам в Дни Культурного Наследия попробовать попасть в один из особняков, занятых посольствами. Вы точно не пожалеете!

Апрель, 2015