Привет, друзья.
В Москве есть определенный рейтинг посольств, туда рвутся попасть любознательные краеведы и просто любители красивых исторических интерьеров. Посольство Италии всегда занимает одну из первых его строк. Однажды нам тоже посчастливилось в нем побывать в рамках дней культурного наследия:)
Немного истории:
Сергей Берг был потомственным дворянином, сыном Павла Васильевича Берга. Павел Васильевич относился к числу самых богатых людей России конца XIX века. Источником его богатства была добыча золота на Дальнем Востоке в районе Амура. Сыновья, Сергей и Василий, продолжили семейное дело, вкладывали средства не только в горнорудную промышленность, но и в металлургию, ткацкую мануфактуру и сахарные заводы.
В 1897 году по заказу Сергея Берга архитектором Петром Бойцовым был построен этот изысканный особняк, по которому мы с вами и пройдемся.
Парадный фасад, обращенный к Денежному переулку, вместе с парадным крыльцом облицован серым натуральным камнем и богато украшен: растительной лепниной, колоннами, луковичными фронтонами.
Кроме изысканного внешнего убранства фасада особняк также поражает и роскошью интерьеров. Петр Бойцов использовал в особняке Берга различные архитектурные стили: барокко, викторианскую готику, рококо, неоклассицизм, французский ренессанс и модерн.
Гостей поражает богатство интерьеров уже в прихожей-вестибюле. Четыре пары колонн с массивным парапетом в виде драконов, черно-белый мозаичный пол и стены сделаны из мрамора.
Проходя дальше, гости попадают в парадный аванзал в стиле викторианской готики. Это помещение - небольшое по площади, но высотой в два этажа. Парадный аванзал украшает необыкновенно красивая и ажурная деревянная парадная лестница. Стены аванзала обшиты темными деревянными панелями и украшены старинными гобеленами. Поднявшись по парадной лестнице на второй этаж, можно выйти на внутренний балкон и понаблюдать за "приёмом" гостей.
Из аванзала, раздвигая широкие дубовые двери, гости попадают в ярко освещенное, светлое и нарядное помещение, богато украшенное лепниной, позолотой и живописью, – Бальную залу.
Главным украшением залы стали любимые Бойцовым очаровательные амуры-путти. Они обрамляют зеркала, их позолоченные мордашки видны на консолях под карнизом. В чудесном живописном фризе изображены ребятишки-путти с музыкальными инструментами, книгами, птичками, охотящиеся, наслаждающиеся сочными плодами, играющие в карты и даже пьющие молодое вино на фоне цветущих и плодоносящих садов, лугов и лесных полянок.
Необыкновенно наряден и потолок Бального зала, разделённый золочёными рамками на фрагменты, заполненные позолоченной лепниной и живописью. В центре изящный плафон, изображающий античный сюжет: Аполлона, держащего в руках лиру, окружают резвящиеся в небе крылатые путти и венчает цветочным венком одна из муз, другая муза в облаках неподалёку играет на золотой арфе. Другая группа путти, оберегая Аполлона и муз от седого старца - ангела смерти, мешает ему, хватая за крылья и похищая у него косу. По четырём углам плафона можно увидеть муз, играющих на музыкальных инструментах, читающих книги, занимающихся живописью. Главные персонажи расположены таким образом, что центральная часть плафона остается почти свободной и создает у присутствующих ощущение яркого голубого неба с клубящимися облачками над головой. Такая роспись часто встречалась в итальянских палаццо эпохи возрождения.
В светильниках Бального зала получила продолжение тема драконов: две очень необычные люстры с цветными стеклами украшены бронзовыми драконами с сине-зелёными крыльями, а маленькие трёхголовые дракончики с подсвечниками в зубах в виде бра украшают стены из искусственного мрамора. Уникальные светильники были созданы по проекту Бойцова для всех интерьеров особняка.
Из Бального зала можно пройти в Красную гостиную. Густой малиново-красный цвет стен в гостиной оттеняют золочёные порталы дверей, позолоченный карниз и лепнина потолка с трубящими путти. В центре потолка в фигурной раме находится еще один превосходный живописный плафон, который изображает двух павлинов на фоне кустов цветущих пионов и сирени. Эта нарядная и в то же время уютная комната была сценой знаменитой исторической драмы: здесь в 1918 году, чтобы сорвать брестский мир, левыми эсерами был убит посол Германии граф фон Мирбах.
За Красной гостиной находится Голубая гостиная. Её стены обиты голубым штофом, лепной карниз и плафон были первоначально по проекту Бойцова тоже ярко-голубыми, но сейчас выкрашены в белый и серый цвета, в медальонах изображены полевые цветы и бабочки. В интерьере этой комнаты можно увидеть сохранившийся беломраморный камин.
Также, из Бального зала можно пройти в Большую столовую. Порталы дверей, карниз, кессонированный потолок, филёнчатые панели нижнего яруса стен отделаны темным деревом. Особенно интересен в этом помещении камин, также отделанный резным деревом. В зеркало над камином вмонтирован эффектный натюрморт с цветами. Декоративной орнаментальной живописью отделан и потолок. Из прежней обстановки сохранился красивый буфет, большой обеденный стол со стульями, который стоял когда-то в Демидовском дворце в Петербурге.
Столовая соединена с очень светлым, купольным пространством Зимнего сада. Кроме большого количества окон по периметру, освещения этой комнате добавляет стеклянный потолок, опирающийся на мощные железные перекрытия, расположенные веером.
Особняк Берга был не только одним из лучших особняков в Москве по внутренней отделке, но являлся одним из лучших и по комфорту для жизни. Особняк был оборудован отоплением, горячей водой (их обеспечивала размещённая в подвале котельная) и электричеством. Считается, что особняк Берга был полностью электрифицирован одним из первых в городе, однако проведение в доме электричества относится лишь к 1902 году, что лет на десять позднее первых оснащенных этим новшеством московских построек.
Существует версия, что в особняке Бергов якобы состоялся праздник новоселья, названный «электрическим балом» и вошедший в историю буржуазной Москвы благодаря писателю Владимиру Гиляровскому. Этот бал преподнес московским дамам неожиданный сюрприз: они впервые разглядели свои лица при электрическом освещении – макияж же большинства гостей был рассчитан на привычные газовые рожки и лампы. И только хозяйка дома выглядела неотразимо:) Правда, в книге Гиляровского фигурирует особняк вдовы-миллионерши, да и дата - середина 1880-х годов, явно раньше времени строительства особняка Берга, поэтому описанное событие все-таки относится к другому московскому строению.
После революции хозяева сами отдали свой дом для размещения избирательной комиссии по выборам в Учредительное собрание.
Весной 1918 года в особняке после заключения Брестского мира разместилась немецкая дипломатическая миссия во главе с графом Вильгельмом фон Мирбахом.
А после установления дипломатических отношений между Советским Союзом и Италией в 1924 году особняк Берга был передан дипломатической миссии Италии. Во время войны, когда дипломатические отношения между странами были прерваны, мебель и ключи от здания были переданы посольству Японии, представлявшей в СССР интересы Италии. Затем в 1949 году посольство Италии вернулось в стены особняка Берга, где располагается до сих пор.
Обязательно советуем вам в Дни Культурного Наследия попробовать попасть в один из особняков, занятых посольствами. Вы точно не пожалеете!
Апрель, 2015